Switch to English
left1
Angkor Thom Vertical Menu
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
Ангкор Ват

Панорама Бантей Срей

Бантеай Срей

ប្រាសាទបន្ទាយស្រី

если на отображаются символы скачать кмерский шрифт

Banteay Srei

2-ая половина 10-ого столетия (освящен 22 апреля 967)
Построен придворными Вишнукумара и Яджнавараха при правлении королей
Раджендравармана II и Джаявармана V
Культ Брахманский (Шиваитский)
Расчистка Г.Параментье и В.Голубевем в 1924 с анастилозом, проведённым  А.Маршалем с 1931 по 1936. 
(скачать фильм про Анри Маршаля)

Бантеай Срей - имя, строго говоря, современное,  и означает Цитадель Женщин или Женская Цитадель, или возможно Цитадель Красоты. Последнее название отражает размер и красоту его художественного оформления. Подлинным именем храма, начертанным на его центральной линге, является Трибхуванамахешвара, что означает  "Великий Бог Тройного Мира".

Освященный 22 апреля 967 года нашей эры, Бантеай Срей был единственным крупным храмом в Ангкоре, построенным не монархом. Его строительство приписывают придворным по имени Вишнукумара и Яджнавараха, которые служили советниками короля Раджендравармана II. На главной стеле говорится, что Яджнавараха, внук короля Харшавармана I, был учёным и филантропом, который помогал тем, кто страдал от болезней, несправедливости или бедности. Его учеником был будущий король Джаяварман V (годы правления 968 – ок. 1001). Первоначально храм был окружен городом Ишварапура.

В одиннадцатом веке Бантеай Срей подвергся расширению и перестройке. В какой-то момент он перешёл под контроль короля и впоследствии был подарен священнику Дивакарапандиту.

и повторно посвящен Шиве, о чём говорит гравированная надпись из Пном Сандака, датированная понедельником 14 или 28 июля 1119 года нашей эры.

Обнаруженный французами только в 1914, этот храм сразу приобрёл известность,  когда Андрэ Мальро, который позже написал "Судьбу Человека" и стал Министром культуры при правительстве де Голля, украл четыре апсары в 1923 году. Он был  немедленно пойман и украденные части были возвращены Анри Маршалем с помощью Жоржа Гролье .  Восстановление храма с 1931 по 1936 год  было было ознаменовано первым триумфом использования в Ангкоре техники анастилоза, которому Анри Маршаль научился  от голландских реставраторов на Яве.

Полный успех метода анастилоза, предпринятого Анри Маршалем, вызвал общее принятие этой техники восстановления памятников французской археологической службой, вдохновленной методами используемый археологами на Яве, и хотя задача в Бантей Срей была облегчалась небольшими размерами построек, маленькими блоками камня вырезанных из прочного песчаника, который сохранил свою четкую резьбу с изобилием замечательно сохранившегося художественного оформления, но, с другой стороны, работа Анри Маршаля осложнялась  удаленностью храма с трудным доступом, минимальными средствами и неопытностью рабочих, которые учились в процессе работы.

После открытия в 1936 в четвертом вложении восточной гопуры стелы основания храма, стало ясно, что Бантеай Срей проектировался сразу целиком, что подтверждается однородностью стиля. Выгравированная  в 968 году, в первый год правления Джаявармана V, надпись дает дату апрель-май 967 года, вместе с положением  солнца, луны и планет. Это был  последний год правления Раджндравармана, который вероятно начал строительство по крайней мере какой-то части этого храма. После молитвы Шиве и его “Шакти”, текст стелы содержит хвалебную речь Джаяварману V и его "гуру", Яджнавараха, кто основал Бантеай Срей вместе с его младшим братом, установив лингу Шивы Шри Трибхаванамахешвара в центральном святилище. Другие надписи выгравированные на косяках проёмов дверей упоминают размещение другой линги в южном святилище и статуи Вишну в северном.

     

Дорога к Бантей Срей

Даже дорога к одному из самых прекрасных храмов имеет почти такой же цвет, как и цвет песчаника, из которого он сделан.

 

Гопура Бантей Срей

Храм встречает Вас с востока крестообразной гопурой из латерита с колоннами из песчаника и прекрасными украшениями пилястров.

Фронтон с Индрой Бантей Срей

Фронтон на этой гопуре с Индрой на трехглавом слоне, сразу обещает богатое
 внутреннее художественное оформление, вдобавок к красивому розовому оттенку камня. Местоположение балок, которые несли плиточную крышу все еще, остаются видимыми в каменной кладке. На плане 1

 

       открыть план в отдельном окне               открыть план в отдельном окне без цифр  Banteay Srey Plan

   

Бантей Срей

Далее широкий тротуар, ведущий к третьему окружению, с обеих сторон декорирован столбиками, которые в прежние времена каждый год рушились дикими слонами. На плане 2

   

Бантей Срей. Нарасимха и Хираньяхашипу.

с правой стороны "библиотека" с превосходным фронтоном, где Вишну, появившись в образе льва Нарасимха в момент когда король асуров Хираньяхашипу собирался убить своего сына Прахладу - великого преданного Верховной Личности Бога, держит Хираньяхашипу у себя на коленях и разрывает его на части. Шримад Бхагаватам 7.8. На плане 3  

 
   

Banteay Srey Ganesha

Ганеша (сын Шивы и Парвати) с двумя неопознанными фигурами. На плане 4

 

 

Бантей Срей

Храм состоит из трех ограждений, которые представляют из себя простые стены, имеющие размеры соответственно: 95 на 110 метров,  38 на 42 метра и 24 на 24 метра. Третье от центра ограждение сформировано рвом, облицованного камнями из латерита, по обеим сторонам разделенным на востоке и западе тротуарами,  которые приводят каждый к своим гопурам .

 

открыть в полном разрешении (3 Mb)

 Бантей Срей. Лакшми.

На восточной гопуре второго окружения, в конце тротуара, который на фото слева, фронтон, на котором под гарудой, держащей ветвь с листьями,  два слона, льют воду из горшков, которые  держат в своих хоботах, на Лакшми - богиню красоты и плодородия, жену Вишну. На плане 6

         
Бантей Срей. Линга.   Бантей Срей. Линги.

Внутри каждого здания разнообразные линги, в основном, без самого главного "мужского" элемента. На плане 6

Бантей Срей. Бык Нандин.

Далее бык Нандин - ездовое животное (вахана) Шивы. На плане 7

 

Banteay Srey

     

Восточная гопура внутреннего ограждения

Banteay Srey Dancing Shiva

Восточный фронтон гопуры изображает многорукого Шиву Натарадж в танце уничтожения мира в конце кальпы или мирового цикла. По углам фронтона изображены его истощенный ученик Карейкламеяр и барабанщик. На плане 8

 

Banteay Srey Durga

Западный фронтон изображает супругу Шивы в ее пугающей форме - Дурге, танцующей на связанном демоне в образе льва. Внизу, притолока изображает аватар Вишну ввиде лошади Хайагрива держащего головы демонов Мадху и Кайтабха, укравших Веды у Брахмы. На плане 9

Внутри внутреннего ограждения

Южная "Библиотека"

Бантей Срей. Южная библиотека.  

Восточный фронтон - Равана трясёт гору Кайласа

    Знаменитый барельеф фронтона изображает не менее знаменитую историю из Рамаяны как ракшаса (демон- поедатель человеческой плоти) Равана, изображённый многоруким и многоголовым, пытается трясти гору Кайласа, где живёт Шива.
    Сама гора изображена как многоярусная пирамида, подобная горе Меру и изображена на стилизованном лесном фоне. На вершине сидит Шива с его женой Умой, присевшей около него в восхитительной позе. Шива придавливает гору своей правой ногой, чтобы прекратить тряску.
    Второй ряд изображает явно встревоженных священников и богомольцев, показывающих пальцем на Равану. Справа молящаяся женская фигура.
    На третьем ряду поклоняющиеся с головами  слонов, львов, птиц и лошадей. С обоих сторон обезьяны в изысканных головных уборах.
    Нижний ярус вместе с Раваной занят животными, которые в ужасе бегут от него.
    На плане 10

  смотреть в полном разрешении (0,5 Mb) Бантей Срей. Равана трясёт гору Кайласа.

         

Западный фронтон - Кама стреляет в Шиву

Бог любви (3)Кама стреляет в Шиву (1), чтобы зажечь его сердце огнём любви к Парвати, долго добивавшейся внимания Шивы, чтобы у них родились дети такие же совершенные аскеты как и он сам. Вообще-то, это происходило во время медитации на горе Кайласа, но здесь он передаёт Парвати чётки.

Шива вовремя заметил это и испепелил Кама-деву своим третьим глазом. Аскеты неа горе Кайласа (4). Молящиеся с головами животных (5) (сюжет не раз повторяющийся в Ангкоре). На нижнем ряду бык Нандин - бык - ездовое животное Шивы (6) и обычные жители с их животными (7).

На плане 11

  смотреть в полном разрешении без номеров (3,5 Mb) Бантей Срей. Кама стреляет в Шиву.
         

Северная "Библиотека"

Бантей Срей. Северная библиотека.

Индра и Арджуна, который был его сыном, связанные каждый своими обязательствами, сошлись в сватке, которая мола уничтожить весь мир, пока не вмешался Васу Дева Кришна. и убедил Индру, что Пандавы правы, и им надо помочь построить город, названный в его честь Индрапрастха, а бог огня Агни из магии, полученной из леса, сделает для Арджуны его великий лук Гондива.

 

Восточный фронтон - Пожар в Лесу Кхандава

На фронтоне "библиотеки" изображен сюжет из Махабхараты - Пожар в лесу Кхандава.

Предисловие: После непреодолимых разногласий в Хастиноапуре между Падавами и Кауравами, хранитель трона Хастинопура Бхишма и министр Ведура решили разделить царство Хастинапура между Пандавами и Кауравами. Благочестивый наследный принц Пандавов Юдхидшхера, чтобы избежать дальнейшей вражды, выбрал для Пандаваов самую безжизненную провинцию Кхандавапрастху, населенную нагами (змеями) и ракшасами (поедателями человеческой плоти).

В этой провинции царствовал царь нагов Такшака, заручившийся поддержкой бога Индры, пообещавшего не проливать дождя на эти земли, чтобы они могли быть пригодны только для змей. Братья Пандавы: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадев предложили Такшаке уважение и предложение жить вместе, что тот отверг. Лес был заколдован с помощью Майясуры, и чтобы очистить его, Арджуна своей стрелой призвал бога огня Агни охватить пожаром лес, чтобы только очистить его от магии, не принеся вреда деревьям и обитателям (6).  .

Далее происходящее изображается на барельефе. Такшака (5) заставил Индру выполнить своё обещание защитить его лес Кхандава (8). Индра на трёхглавом слоне Айравата (2) обрушивает потоки дождя  (3)  на лес Кхандава (8), чтобы потушить пожар, но
Арджуна (1) своими стрелами (4) преграждает путь дождю. Посередине находятся две детские фигуры (7). которые считаются неизвестными, но в своё время их считали  Кришной и Баларамой в детстве.  На плане 12

смотреть в полном разрешении без номеров (0,5 Mb) Бантей Срей. Фронтон северной библиотеки. Кришна, Арджуна, Индра.

 

Западный фронтон - Кришна убивает короля Камсу.  Сцена, взятая из Шримад Бхагаватам, происходит во дворце. Две большие фигуры представлены в перспективе, что редко встречается в барельефах Ангкора. Кришна держит Камсу за волосы и вот-вот убьет его во дворце, изображение которого даёт нам представление какие прекрасные деревянные дворцы были в Ангкоре. По углам, на колесницах, запряжённых конями, по всей видимости, Кришна и Арджуна, вооружённые луком и стрелами, прибыли во дворец.  В остальных комнатах изображены взволнованные женщины, наблюдающие за происходящим. На плане 13

Бантей Срей. Библиотеки.

  Бантей Срей. Кришна убивает Камсу.
     

Центральное святилище

Восточный вход в мандапу

 

Banteay Srey Indra

Индра на трёглавом слоне Айравата. На плане 14

Западный фронтон

смотреть в полном разрешении (3,8 Mb) Бантей Срей

На фронтоне Варуна на гусе. На притолоке изображена сцена из Рамаяны: Равана похищает Ситу- жену Рамы. На плане 18

     

Северный фронтон

смотреть в полном разрешении (3,3 Mb) Banteay Srey Rahu

На фронтоне Раху пожирает слона. Фронтон и притолока заполнены обычным для изображений Раху лиственным орнаментом. На плане 21

 

   смотреть в полном разрешении (3,9 Mb)


 Бантей Срей. Апсара.  Banteay Srey Guardian

Очаровательные Апсары и стражи стоят в нишах на всех фасадах

     

Южное святилище

Восточный фронтон

Бантей Срей. Шива с Умой

Фронтон: Шива с женой Умой едут на быке Нандин. Притолока: Индра на трёхголовом слоне Айравата. На плане 15

 

Южный фронтон

смотреть в полном разрешении (3,6 Mb) Banteay Srey Yama

Яма - бог смерти и южного направления, судья, наказывающий после смерти, на своём буйволе, окружённый своими поклонниками и последователями на фронтоне и притолоке. На плане 16

     

Северное святилище

Северный фронтон

смотреть в полном разрешении (4,5 Mb) Banteay Srey Bhima

Фронтон: Кубера - бог богатства и северного направления на троне, представляющего магическую колесницу Пушпака, несомую тремя львами. На плане Притолока: сцена из Махабхараты, где Бхима, брат Арджуны, разрывает на две части царя Джарасандху. На плане 20

 

Западный фронтон

смотреть в полном разрешении (3,4 Mb) Бантей Срей

Фронтон: Варуна- бог океанов и морей, западного направления на трёх гусях- Хамсас. Притолока: Вишну на его вахане - Гаруде.
На плане 19

     

Бантей Срей

Обезьяны охраняют вход в святилище.

 

Banteay Srey West view to sanctuary

Вид на западную сторону святилищ.

     
     

Западная гопура

Битва Бали и Сугривы. .

Бали, сын Индры, наделенный им магией отбирать у противника половину его силы, защищал королевство от демона и, как показалось Сугриве, его брату, был побежден им. Чтобы уберечь королевство от демона, Сугрива завалил вход в пещеру, где происходила битва, тем самым закрыв победившего там Бали. После освобождения Бали из пещеры, Сугрива раскаялся в своей трусости и просил у Бали прощения, но тот не простил его. Жена Сугривы в обмен на его жизнь, согласилась стать женой Бали, но Бали, даже завладев женой Сугривы, решил убить Сугриву. . Во время поединка между Бали и Сугривой, после того как Бали был практически повержен Сугривой,  Бали использовал свою магию, Из-за всех этих прегрешений Рама сразил его своей стрелой, когда Бали отобрал половину силы Сугривы в самый решающий момент. Умирая Бали понял все свои неправедные действия и поблагодарил Раму за очищение от грехов благодаря ему.

После того как Сугрива стал королем, он помог Раме под предводительством Ханумана найти Ситу на Ланке у Раваны.

На барельефе на заднем плане, похоже, его брат Лакшман.

На плане 22

 

смотреть в полном разрешении (5,3 Mb) Бантей Срей. Дуэль Валина и Сугривы.

 

Вид на Бантеай Срей с западной гопуры.

Бантей Срей. Западная гопура.
         
         
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2