Ангкор Ват

Ангкор

Повседневная жизнь

Костюм и внешний вид

   
 
left1
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala

Конечно, никаких костюмов, платьев или тканей не могло сохранится со времен Ангкора, но можно получить достаточно информации о них и о причёсках, из барельефов Ангкора, так же как и из свидетельств Жоу Да Гуана.
Он описывает строгие законы, которые управляли в конце тринадцатого столетия Ангкором: высокие чиновники и принцы могли носить ткани раскрашенные группами повторяющихся цветов, рядовые люди и женщины могли носить двухцветные ткани, но только правителю разрешались свободно раскрашенные ткани. За исключением королей-воинов и солдат, которые часто изображаются с кирасами, заканчивающимися выше талии, никто не носил одежду из ткани из-за жаркого климата.

 

 

Наиболее распространенный вид одежды была  "ткань, обёрнутая вокруг бёдер", которую все люди и изображённые божества носили в том или ином виде. Их в классическом Ангкоре есть три вида:
1) чавнг кбун (в современной Камбодже называется "сампот"), носимый мужчинами. Кусок ткани обернут вокруг талии и завязан или спереди или сзади, оставшуюся ткань пропущена между ног, и заткнута за поясом на талии на задней или передней части. Для людей более низкого ранга, например, пеших солдатов, это было немного больше чем набедренная повязка, так как подчёркивала социальный уровень.
2) "Набедренная одежда", носимая как некоторыми кхмерскими солдатами, так и женщинами. Ткань обернута вокруг бедер, завязанная спереди в узел, свободные концы которого свободно свисали спереди.
3) "Юбка" - более сложный женский предмет одежды, которая свободно свисала от талии. Ткань, обернутая вокруг тела, поддерживается поясом или завязывается на талии. При использовании более длинных тканей, оставшийся конец завязывался в узел, концы которого свободно спадали вниз.

Справа - барельеф Байона даёт хорошее представление о женской одежде в древнем Ангкоре на примере апасар- небесных танцовщиц. На голове у них - мукута- своего рода трёхголовая корона тех времён



Справа: статуя женщины или богини из Баконга (Харихаралая), последняя четверть IX века.

Все эти виды одежды в конечном счете пришли из индийских прототипов - chawng khun от известной набедренной повязки индусов, от сари индийской набедренной повязки. Маловероятно, что более сложная набедренная одежда, как на апасарах или девах Ангкора Ват могла бы быть сделана из единственного куска ткани. К тому же, ткани для действительно сложных набедренных одежд, таких как изображённых в храме и изображённых в дворце, были слишком широки, чтобы быть сделанными на местных ткацких станках , описанных Жоу. Такой текстиль, должно быть, был импортирован из Китая, Чампы, Сиама и, наиболее вероятно, Индии, чья ткань, как отмечает Жоу, отличалась качеством и изысканностью. Кхмеры ничего не знали о культуре возделывания таких материалов как шелк, оставив это сиамским женщинам, живущим в столице.

Жоу утверждает, что все камбоджийские мужчины и женщины, завязывали волосы в узел, и в то время как это кажется приемлемым для женщин, мужчины, включая правителей,  часто появляются с очень короткими волосами, и некоторые также имеют волосы, завязанные в узлы как булочки (как в известных скульптурах Джаявармана VII).
Для королевских принцесс, девов, танцовщиц (как реальных, так и мифологических) и музыкантов-женщин, трёхрогие головные уборы  (макуты) были роскошны, вероятно сделанные из тонких листов золота и серебра. Такие же головные уборы присутствуют наряду с еще более экзотическими на бесчисленном количестве барельефов апсаров и девов  Ангкора Ват.

Большинство барельефов мужчин изображаются с удлиненными, разрезанными ушами, но  может быть, что ушные мочки были повреждены простым человеком на поле сражения или при аудиенции богов или королевских особ . Все свободные (не рабы) женщины были украшены золотыми повязками и кольцами и мужчины и женщины ароматизировали себя сандаловым деревом, мускусом и т.п..

Обувью служили самые разные ботинки, сандалии или шлепанцы, неизвестные в более поздние периоды Камбоджи и женщины окрашивали кисти их рук и ступни хной.

 
Использованы материалы книги Michael D. Coe "Angkor and Khmer Civilization", перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2