left1
Angkor Wat Vert Menu

Галереи Ангкора Ват

Западная галерея,
северная часть
Битва на Ланка

Северо-западный угловой павильон

Северная галерея,
западная часть.
Битва богов с асурами.

Северная галерея,
восточная часть.
Победа Кришны
над асурой Бана

Восточная галерея, северная часть.
Победа Вишну над асурами

Восточная Гопура

Восточная галерея, южная часть.
Пахтание Молочного Океана

Южная галерея,
восточная часть.
Суд Яма

Южная, западная часть. Историческая галерея
Сурьявармана II

Западная галерея,
южная часть.
Битва на Курукшетра
Храмы Ангкора

Ангкор Ват
Та Прохм
Преах Кхан
Бантей Кдей
Бантеай Самре
Баконг
Та Сом
Та Ней
Та Кео
Срах Сранг
Преах Ко
Пре Руп
Прасат Краван
Ник Пин
Восточный Мебон
Ак Йом

Храмы Ангкора Тхом

Байон

Бапхуон

Прах Паллилай

Преах Питу

Пхименакас

Суор Прат

Теп Пранам

Терраса Прокажённого Короля

Терраса Слонов

 

 

left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
 
Ангкор Ват
Башни Ангкор Ват

Ангкор Ват

Барельефы
Восточная галерея, южная часть

Пахтание Молочного Океана

Взятая из Бхагават-Пураны сцена, часто представляемая в кхмерском искусстве и известная как Пахтание Молочного Океана. Этот барельеф является самым популярным в Ангкор Ват, простирается почти на 50 метров и имеет осевую симметрию.

Предыстория: царь асуров (демонов) Махараджа Бали повстречал однажды Индру и в порыве благосклонности подарил ему венок. Индра в своём высокомерии повесил этот венок на хобот своему слону, который не мог оценить этого подарка, бросил его себе под ноги и растоптал. Махараджа Бали счёл это оскорблением, проклял Индру и собирался идти войной на девов (ангелов). Девы, ослабленные этим проклятием и чувствующие, что им не выстоять против асуров, обратились за помощью к Вишну, который чтобы помирить их, предложил добыть Амриту- эликсир бессмертия взбиванием океана молока. В качестве мутовки они использовали очень тяжёлую золотую гору Мандара, а в качестве верёвки уговорили быть царя змей Васуки, пообещав ему часть Амриты.

Вскоре гора начала тонуть, но на помощь пришёл Вишну в своём втором аватаре - гигантской черепахе Курма, которая удержала гору на своей спине и позволила закончить процесс.
Вначале из моря появилась змея, которая плевала "халахала", смертельным ядом, который покрыл волны, рискуя уничтожить всё живое. Всех спас Шива, пришедший по просьбе Брахмы, который выпил яд, отчего цвет его горла стал синим.

Потом в Молочный Океан были брошены различные травы, в результате чего из Океана вышли 14 сокровищ, включая белого слона Айрвата - возничего Индры, лошадь Учайшравас, которую забрал себе Махараджа Бали, бесчисленное количество привлекательных апсар (небесных нимф), изображённых здесь как орнамент сверху вдоль всего барельефа, Лакшми, богиня красоты и плодородия, ставшая женой Вишну и, наконец, бог здоровья Дханвантари с небесным нектаром бессмертия Амритой, которая была захвачена асурами, но Вишну, появился перед ними в аватаре очаровательной апсары Мохини и возвратил эликсир девам.

 

Начинаем смотреть слева направо. Слева барельеф начинается с армии асуров, наблюдающих за процессом пахтания.

 

Многорукий и многоголовый асур Равана держит Васуки за головы и руководит асурами. Васуки постоянно изрыгал дым с пламенем, так что к концу взбивания все асуры были чёрные.

Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Асуры наблюдают за пахтанием Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Асур Равана держит Васки за голову.
 

 

Далее идут 92 асура. Внизу полоса из рыб, обозначающая океан, наверху летящие апсары.

Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Асуры Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Асуры.
 
 
Центральный барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана.

 

Центр композиции:

гора Мандара на

черепахе Курма - аватаре Вишну,

сам Вишну, руководящий процессом,

слева асуры, справа девы. тянущие то в одну, то в другую сторону

змея Васуки, обёрнутого вокруг

горы Мандара, которая вращаясь вбивает

Молочный Океан.

Наверху летящие апсары.

Летящая фигура по центру неопознана, она может быть как ещё одним аватаром Вишну, так и Индрой.

 

 Справа 88 дев (ангелов) в конических головных уборах, держат Васуки за хвост.

Асуры и девы, да и Васуки, очень устали пока взбивали океан и Вишну, чтобы восстановить их силы, входил в них в соответствии с преобладающей над каждым гуной: в девов как гуна благости, в асуров как гуна страсти, в Васуки как гуна невежества.

Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Девы. Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Девы.
 


 Самый последний, руководящий действиями девов, и, похоже, задающий ритм, вовсе не дев, а генерал обезьян - Хануман, чистая фантазия кхмеров, так как по "первоисточникам", обезьяны и, в частности, Хануман не принимали участие в пахтании Молочного Океана.

За Хануманом армия девов наблюдает за взбиванием Молочного Океана.

Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана. Хануман держит Васуки за хвост. Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана.
 


 И напоследок общая панорама этого барельефа.
Обратите внимание на сводчатый потолок, выполненный методом "консольной кладки", когда с обоих стен кладутся камни со сдвигом навстречу друг другу, пока не сойдутся в центе.

Барельеф восточной галереи Ангкор Ват. Пахтание Молочного Океана.
 
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна

footer

footer1

footer2