left1
Angkor Thom Vertical Menu
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
Ангкор Ват

Бенг Мелеа

ប្រាសាទបឹងមាលា

если на отображаются символы скачать кхмерский шрифт

Beng Mealea

Дата постройки: середина 12-ого века.

Построен при правлении короля : обычно связывают с преемником Сурьявармана II - Раниндраварманом II, отецом Джаявармана VII.

Культ: смесь буддизма и индуизма .

Бенг Мелеа означает "лотосовый пруд"

 
Бенг Мелеа.План территории.

Бенг Мелеа был открыт для посетителей только в начале 2000-х годов после трудоёмкой и опасной работы разминирования, на выполнение которой потребовались годы. Деревянные помосты были построены для облегчения осмотра полностью разрушенной области центрального святилища. Его фронтоны показывали сцены из буддийской мифологии, в то время как в остальные части храма из индуистской.

Никаких текстов, определяющих главное посвящение храма какому либо божеству не было найдено, и, соответственно, это остается неизвестным.

Дата и инициатор постойки до сих пор являются предметом обсуждения экспертов, но стилистика явно ассоциируется с периодом Ангкора Ват.

Бенг Мелеа часто описывается как "плоская" версия Ангкор Ват, и действительно, здесь повторяется компоновка Ангкора Ват, где можно найти такие же крестообразные галереи, соединяющие второе и третъе ограждения, а также две библиотеки, расположенные на севере и юге крестообразных галерей. Кроме того, качество строительства храма (обратите внимание на стыки между большими камнями, куда невозможно вставить лист бумаги) сопоставимо только с Ангкором Ват. Однако центральная часть (единственное святилище с большой комнатой, соединяющей его с первым ограждением на востоке), а также расположение второго ограждения, построенного в непосредственной близости от первого, сильно напоминают компоновку использовавшуюся в последствии Джаяварман VII в Та Прохм и Преах Кхан. Напрашивается вывод, что Дхараниндраварман II черпал вдохновение от Ангкора Ват, а его сын Джаяварман VII от Бенг Melea .

Бенг Мелеа, скорее всего, был построен примерно в то же время как и Ангкор Ват.

Бенг Мелеа находится достаточно далеко от Сием Рипа, в котором Вы наверняка остановитесь. Такси из Сием Рип до Кох Кер с заездом в Бенг Мелеа обойдётся Вам как минимум в $75, но в основном просят $100 и $110. Если Вас повезёт таксист, то он сам остановит у палатки, где продаются билеты в Бенг Мелеа и в Кох Кер. но если Вы поедете на своей арендованной машине, то Вам нужно не проскочить эту палатку. Она находится до Бенг Мелеа на развилке дорог, ведущих в Бенг Мелеа и в Кох Кер.
Около самого храма билеты не продаются! Но проверяются.

Дорога хорошая на всем протяжении и займет времени от Сием Рип около двух часов.

Билет выглядит так и стоит $5 на человека.

Бенг Меалеа. Карта расположения. Баенг Мелеа. Входной билет.

В Бенг Мелеа арочные проемы позволяли воде проходить под дамбами, пересекающими ров.

По правую руку на тротуаре у южного входа находится балюстрада в виде нага, которая долгое время была в земле и была обнаружена в 2009 году, благодаря этому была защищена от эрозии и сохранила первозданные детали резьбы.

Бенг Мелеа. Дамба с арочными проёмами. Бенг Мелеа. Сохранившиеся наги.
   

Сторожевой лев встречает на входе на латеритовый тротуар, ведущий к храму.

Большие крестообразные террасы находятся на каждом из четырех направлений, но нет никаких следов ограждения, которое, по идее, должно было соединять их.

Бенг Мелеа. Лев-охранник. Бенг Мелеа. Крестообразная терасса.
   
 

Дхармасала или "Дом огня" расположен на западной стороне храма. По углам вырезаны красивые апсары. Обратите внимание на размеры камней, использовавшихся для создания тротуара.

Бенг Мелеа. Дхармасала.  Бенг Мелеа. Апсары дхармасалы.  Бенг Мелеа. Дхармасала в джунглях.
 

500-метровая аллея вымощенная латеритом и с идущими вдоль ограничивающими столбами приводит к внушительной дамбе опять же из латерита и когда-то покрытого деревянной крышей павильону, галереи которого охватывают четыре внутренних двора. Дамба идет через большой барай, ныне высохший, расположенный к востоку от храма. Аллеи с балюстрадами в виде нагов ведут к храму.

Бенг Мелеа. Латеритовая аллея. Бенг Мелеа. Павильн.
 

"Библиотеки" с апсарами около четырех входных дверей и окнами, защищённых колоннами, стоят по обеим сторонам главного прохода.

Бенг Мелеа. Библиотека. Бенг Мелеа. Апсары библиотеки.
   

Фронтон украшен изображением Вишну на гаруде.

Со всех сторон "библиотека" имеет впечатляющий вид.

Бенг Мелеа. Библиотека. Фронтон Вишну на гаруде. Бенг Мелеа. Библиотека со стороны.
   

Бенг Мелеа. План храма.

 

Бенг Мелеа. План храма.

Такой вид имеет северный тротуар, ведущий к внешнему (на плане - зелёным) ограждению храма.

Бенг Мелеа. Северный тротуар.

Притолока на земле около северной гопуры. Изображает гаруду, сражающегося с двумя нагами.

Бенг Мелеа. Притолока. Гаруда сражается с нагами.
   

Северая гопура 3-его внешнего ограждения (на плане зелёное) разрушилась.

Боковая дверь северной гопуры с сохранившейся инкрустацией по бокам.

Бенг Мелеа. Северная гопура. Бенг Мелеа. Дверь северной гопуры.
   

Разрушенная часть внешнего ограждения дает доступ внутрь к павильону между
3-им и 2-ым окружением.

Тот же павильон с другой стороны колоритно оплетен корнями фикуса-душителя.

Бенг Мелеа. Павильон между 2 и 3 огражениями. Бенг Мелеа. Павильон 2-3 ограждения.
   

Эти павильоны соединялись с залом между 2-ым и 3-им ограждением с помощью галереей, которые, по всей видимости, были покрыты деревянной крышей, о чем свидетельствуют квадратные отверстия в столбах галереи.

Красивая инкрустация по стояку двери павильона, а апсары, похоже, не были закончены.

Бенг Мелеа. Галерея павильона 2-ого 3-его ограждения. Бенг Мелеа. Апсары галереи павильона 2-ого 3-его ограждения.
   

Приподнятый тротуар с обрамляющими и поддерживающими его колоннами ведёт к гопуре второго ограждения.

Бенг Мелеа. Колонны тротуара. Бенг Меалеа. Гопура второго ограждения.

Храм на юге между 3-им - внешним и 2-ым ограждениями.

На плане 1.    На фронтоне этой ложной двери редко изображаемый Агни на своём носороге.                      На плане 2. Центральный вход в этот дополнительный храм.

Бенг Мелеа. Дополнительный храм.  Бенг Мелеа. Агни на носороге.  Бенг Мелеа. Центральный вход в дополнительный храм.
 

Фронтоны центрального входа (на плане 2)

Люди, выглядящие как короли, над человеком, лежащим в воде, изображённой волнистыми линиями из которых растут лотосы. Согласно Кодесу эта сцена изображает мудреца Шьявану, медитирующего в Ганге.

Внутренний фронтон изображает Индру на его трёхглавом слоне Айравате.

Бенг Мелеа. Фронтон. Шьявана медитирует в Ганге.  Бенг Мелеа. Фронтон. Индра на Айравате.
   

Фронтон северной ложной двери (на плане 3) изображает Ситу, жену Рамы, бросающеюся в костер, чтобы доказать свою невинность после её похищения демоном Раваной. Над ней справа, с луком в руке сам Рама, сопровождаемый Хануманом и Лакшманом.

Бенг Мелеа. Фронтон дополнительного храма. Бенг Мелеа. Фронтон. Сита бросается в костер.
   

Далее деревянный помост ведет с 3-его ограждения на 2-ое.  Вид c "моста" и                        далее путь выглядит так.

Бенг Мелеа. 2-3 ограждение. Бенг Мелеа. Вид внутри 2-ого ограждения.
 

По пути на каждом шагу встречаются красивые фронтоны, в частности, этот  и просто живописные виды,

Бенг Мелеа. Гопура 2-ого ограждения. Бенг Мелеа. Живописный вид.
 

лежащий внизу фронтон изображает Пахтание Молочного Океана с черепахой Курмой- аватаром Вишну, которая поддерживала гору Мандара  (на плане 10)

и удивительные шелково-хлопковые деревья, корнями оплетающие стены

Бенг Мелеа. Пахтание Молочного Океана. Бенг Мелеа. Шелково-хлопковое дерево.

 

далее интерьер приобретает следующий вид и помост ведет со 2-ого ограждения к центральному

Бенг Мелеа. 2-ое ограждение. Бенг Мелеа. Переход со 2-ого на 1-ое ограждение.
 

Использование замкового камня для уменьшения вертикальной нагрузки на окно или дверь

Богато инкрустированная дверь и тропические деревья, растущие прямо на камнях

Бенг Мелеа. Замковый камень.     Бенг Мелеа. Инкрустация двери.   Бенг Мелеа. Тропическое дерево.
   

Ну и наконец, центральное святилище (на плане 11), которое настолько разрушено , что о его прежнем виде и размерах можно только догадываться. Не исключена вероятность, что святилище было преднамеренно уничтожено во время нападения Чамов или во время реставрации индуизма.

Бенг Мелеа. Центральное святилище. Бенг Мелеа. Развалины центрального святилища.
 

Деревянный помост ведёт на мост между первым и вторым окружением,

с которого открывается такой вид.

Бенг Мелеа. Выход с центрального ограждения. Бенг Мелеа. Вид на 2-ое ограждение

 

Фронтоны: сражение из Рамаяны (на плане 4) и                                                           (на плане 5) молящиеся в кельях, наверху бог Шива

Бенг Мелеа. Фронтон. Сражение из рамаяны. Бенг Мелеа. Фронтон. Шива. Молящиеся в кельях.

 

Если слезть с деревянных помостов и полазить по обросшим мхом камням (будьте осторожны!), можно увидеть ещё фронтоны на другой стороне этого дополнительного храма, хотя большинство из них трудно различимы.

На плане 6. Сражение из Рамаяны
На плане 7. Танцующий Шива
У основания стены, в углу западного здания. На плане 8. Два интересных, маленьких сцены показывают группу обезьян и бога поднявшего руку к крокодилу, вырезанного над ним (изображение, справа). Поза бога напоминает Кришну, поднимающего гору Говардхана , но на самом деле это Шива Бхикшатамурти, соблазнитель сердец жен риши.

Тропические деревья властвуют повсюду

Бенг Мелеа. Тропические деревья.       Бенг Мелеа. Тропические деревья.      Бенг Мелеа. Тропические деревья.
   

Богато инкрустированный стояк двери и                             упавшая притолока двери с изображением Вишну, растительным орнаментом и женскими божествами по бокам.

Бенг Мелеа. Инкрустированная дверь. Бенг Мелеа. Фронтон. Вишну.

 

Дверные притолоки. На верхнем фото: божества на лотосах (возможно Брахма), центральное стерто эрозией. На нижнем: лежащая на земле верхняя часть притолоки изображающей Вишну на Гаруде, держащего двух нагов (как на фото справа).
 

На плане 9. Обрушившееся крыло гопуры второго ограждения и притолока внизу изображает Вишну на Гаруде, держащего двух нагов (змей).

Бенг Мелеа. Брахма на лотосе.

Бенг Мелеа. Половина фронтона. Вишну на гаруде.
Бенг Мелеа. Гопура 2-ого ограждения.
   

На обратном пути преодолеваем пролёт между вторым и третьим ограждением

;

и встречаем такую же галерею как и у павильонов между третьим и вторым ограждением , с прямоугольными отверстиями на колоннах, предположительно имевшую деревянную крышу в прежние времена.

Бенг Мелеа. 3-е ограждение. Бенг Мелеа. Галерея.
   

и из этого удивительного памятника истории и искусства нас провожают остатки нага-балюстрад

и худая корова, как и все коровы в Камбодже.

Бенг Мелеа. Остатки нага-балюстрад. Бенг Мелеа. Провожающая корова.
   
Использованы материалы книг  Michael Petrochenko "Angkor Temples". Перевод с англ. автора сайта. При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2