Ангкор Ват

Ангкор

Повседневная жизнь

Наука и культура

   
 
left1
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala

Брамины, принёсшие Индийскую культуру и учившие королевский двор материковой Юго-Восточной Азии в течение ранних столетий нашей эры, продолжали играть эту же роль в течении классического периода и в королевских дворцах Камбоджи и Таиланда почти до нынешних времен. Эти интеллектуалы были священниками храмов, преподавателями, королевскими священниками, библиотекарями, астрологами и принимали участие во всех архитектурных и каллиграфических работах. Именно они делали гороскопы для всех важных событий, интерпретировали Веды и индуистские законы представителям имперской власти, проектировали храмы, посвящённые большим богам, проводили все ритуалы, хранили и несли Священный Огонь, вели календари.

 

Любое обучение зависит от письма. Существует более 1200 надписей с древних кхмерских времён, почти все они остались от ранних королевств и классического периода. Они были выгравированы на отполированном камне и чаще всего встречаются на дверных косяках храмов и на свободно стоящих четырехгранных стелах. Они читаются горизонтально слева направо и сверху вниз в сложном алфавите, полученном из индийского написания Нагари. Есть два вида надписей. Самые престижные были на санскрите  и почти всегда в форме поэм, потому как эти надписи должны были находится под пристальным взглядом бога в храме и, по-видимому, были предназначены богу, которому построили святилище. Большинство этих надписей заказывались королями. Поэмы также составлялись на их смерть. Они сопровождались короткой хвалебной речью (prashasti).

При написании прозы на древне-кхмерском использовался и другой вид написания, часто появляющейся на одном камне с санскритом. Он имел совсем другой, более прозаический и намного более информативный смысл. Согласно Жоу подавляющее большинство записей - учёт материальных запасов, перепись имущества храма - земли, домашнего скота, служащих и утвари велись на этом языке.

В этих текстах используется запутанная календарная система древней Камбоджи, частично построенная на астрономических и астрологических событиях. Исчисление солнечных лет было связано с термином "Великая Эра" - Сака, которая началась в весеннее равноденствие 79 года нашей эры, таким образом, необходимо добавлять 78 к дате Сака, чтобы перевести год в нашу систему. Цифры, составляющий год Сака могли быть произнесены буквами алфавита и  можно было дать хронологически: например 1044 год Сака (1122 год Н.Э.) и символически: "океан" [4], "океан" (снова) [4], "небо"[0], "луна" [1].

Было 12 лунных месяцев, разделенных на 15-дневный период растущей луны и 15-дневный период убывающей. Астрологи строго следили за положением луны относительно созвездий, которое определяло своего рода лунный зодиакальный цикл. Один месяц составлял приблизительно 27 дней, было 27 'Лунных Домов" или "накшатра"  (луна, пересекала один Дом в день), каждый назывался каким либо животным. Поскольку лунный календарь всегда быстрее солнечного, "лишние" лунные месяцы иногда вставлялись в сложную систему индийского происхождения.

По Жоу Дагуану, солнечные годы были выражены в терминах 12-летнего цикла, каждый год носил название определенного животного - система, которую они заимствовали от китайцев, что возможно было отражением быстро увеличивающейся торговли Камбоджи со Серединным Королевством.

Как и их коллеги в Индии, камбоджийские астрологи тщательно наблюдали и вычисляли положение пяти видимых планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, поскольку они двигались через солнечные зодиакальные созвездия , которые были, по существу, такими же как мы используем и сейчас. Еще одна особенность кхмерского календаря, появляющееся в надписях - каждый день семидневной недели был связан с одной из планет, с солнцем или  луной, примерно так же как и у нас сейчас.

Юга - огромный космический цикл последовательных созданий и уничтожений нашего мира - не участвовал в календаре, но он определённо играл роль в камбоджийской космологии. Это влияние показала Элеонора Манникка в своих исследованиях пропорций и размеров Ангкора Ват.

Согласно Жоу, обычный кхмер не имел фамилии или личного имени, но назывался по дню недели, когда он родился.

Жоу Дагуан говорит о  рукописях, которые вероятно существовали в больших количествах в библиотеках, государственных архивах и храмах классического Ангкора. Будучи недолговечными, не один из них не сохранился до наших дней, не пережив превратностей времени, истории и тропического климата. Религиозные тексты, брахманские или буддистские, писались в книгах из пальмового листа и состояли из листов приблизительно 50 - 60 см в длину, связанные вместе в пачку без переплёта. Каждый лист царапался стилосом и процарапанные линии замазывались ламповой сажей. В барельефах Ангкора Ват, учёный брамин или гуру, сопровождающий Священный Огонь несет такие книги на руках или на плечах, в то время как в Бантей Чимар, брамин читает их вместе с кхмерским священником.


 

Вероятно, что все светские книги были бумажными и сложенными гармошкой. Такие рукописи делались в Камбодже до середины двадцатого столетия. Бумага изготавливалась из внутренней части коры тутового дерева. Она размягчалась замачиванием, затем вылавливалась и тщательно резалась, чтобы отделить белые от коричневых волокон (они использовались для производства чёрной бумаги). После того всё это варилось с белой известью и затем выкладывалось и растиралось. Полученная паста раскладывалась на ткань или площадки и оставлялась высыхать. Белую бумагу затем обрабатывали рисовым порошком, смешанным с водой и мелом, а черную бумагу сажей или древесным углем. Заключительная стадия заключалась в полировке поверхности и сворачивании бумаги в книгу.

Жоу сообщает, что кхмеров очень забавляло как китайцы используют бумагу в качестве туалетной бумаги. Жоу описывает мелки, которые использовались, чтобы писать на черной бумаге, и говорит, что такие страницы легко стирались и официальные документы, типа записей доходов, трудовые ресурсы и данные переписи, должны были сохраняться на белых страницах, сложенных гармошкой, которые были написаны, вероятно, бамбуковыми и/или металлическими стилосами. Некоторые из этих бумажных книг содержали астрономические таблицы, и  Жоу уверяет нас, что их астрономы могли вычислять солнечные и лунные затмения, что невозможно без накопленных наблюдением точных данных за очень длинный промежуток времени.

Использованы материалы книги Michael D. Coe "Angkor and Khmer Civilization", перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2