left1
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
 
Ангкор Ват

Янтра

Янтры — визуальные инструменты, которые служат важным подспорьем в практики медитации, воплощая в своем образе символические образцы божественной энергии.   Мандала - это сложная янтра.

Янтры состоят из сложных геометрических элементов, которые формируют геометрическое целое. Янтры и мандалы являются матрицами, состоящими из геометрических фигур и букв, которые обычно рисуются на бумаге, ткани или выгравировываются на небольших пластинах из золота, серебра или меди. Иногда они делаются объемными из камня или металла. Янтры — это особые сакральные диаграммы, используемые в посвященческих традициях в буддийском и индуистском тантризме.

В янтрах и мандалах зашифровано тайное знание и они являются своеобразными генераторами энергии. Санскритский корень янтр означает «ограничивать, обуздывать». Образованные из этого корня существительные могут иметь несколько значений: например, «то, что ограничивает», «то, что закрепляет», «опора», «поддержка», «путы», «инструмент, или средство», «амулет, мистическая или астрономическая диаграмма, используемая как амулет».

Янтра имеет многосторонний смысл. Она описывает путь искателя, а также связана с космогонией, творческим развитием. Ее иерархическую упорядоченность нельзя представить только как линейное, последовательное явление. Напротив, янтра одновременно отражает различные уровни информации, времени и реальности. Янтра очерчивает священное место и защищает его от вторжения разрушительных сил. Но янтра является гораздо большим, чем просто священной областью, которая предназначена для ритуалов и литургических целей.

Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой. Огромное их количество предполагает множество уровней классификации. Янтры существуют в ведийской, тантрической и буддийской традициях, каждая из которых приспосабливает использование янтр к собственным философским идеям. Ведические янтры — самые древние. Тантрические — самые многочисленные и разнообразные. Изначальная янтра была, без сомнения, кругом, изображающей Солнце.  Наука янтр не слишком широко известна, потому что этот аспект ведического обучения по ряду причин мало популяризировался. Янтры не распространялись, а их изображения не размножались вне узких кругов, следующих традиции, обладающих сокровенным знанием. Главным образом, учение о янтрах сохранялось в древних священных писаниях и передавалось по цепи ученической преемственности.

Шри Янтра

   

Шри-янтра — один из наиболее древних символов человечества. На протяжении многих тысячелетий она использовалась для улучшения благосостояния, привлечения богатства, улучшения здоровья, а также как мощный инструмент в практике медитации. 

Шри-янтра — одна из наиболее благоприятных, важных и мощных янтр, которые не только способствуют духовному росту, но и приносят максимальную материальную пользу. Она может даровать исполнение почти всех желаний, а также даровать духовную силу. Шри означает «святой», а янтра означает «инструмент». Шри-янтра помогает обрести материальное и духовное богатство. Она имеет необъяснимую силу исполнять все пожелания и изменять свою жизнь. Шри-янтра дает ответ на все вопросы.

Изображение Шри-янтры применяется для гармонизации окружающего пространства. Таким образом, просто размещая янтру в каком-либо помещении,  энергетическая обстановка этого помещения улучшается. Шри-янтра — хороший пример такого взаимодействия с окружающей средой, потому что здесь энергетические элементы формируют уникальное единство. В тантрической традиции Шри-янтру называют Шри-чакра.

Шри-янтру благоприятно помещать в северном или северо-восточном верхнем углу комнаты или здания. Плоская сторона центрального треугольника (с точкой в центре) должна смотреть вверх. Шри-янтра может также заряжать пищу, напитки и другие вещи. Для этого нужно просто положить соответствующие изделия на изображение янтры и оставить их там стоять в течение нескольких минут (чем дольше, тем лучше). Плоская сторона центрального треугольника Шри-янтры должна смотреть на восток.

Медитации на Шри-янтру помогают нормализовать ауру человека, а также — раскрыть высшие чакры (сахасрару, аджну, ви- шуддху, анахату). Шри-янтра — источник высшей энергии; энергия есть форма вещества в форме волн и лучей. Шри-янтра высокочувствительна и обладает удивительными возможностями. Эта янтра, как считается, концентрирует в себе энергию, испускаемую планетами и другими универсальными объектами, преобразовывая ее в тонкие вибрации. Эти вибрациями насыщается пространство, где размещена Шри-янтра; таким образом, все разрушительные силы вокруг янтры исчезают.

Мантры:
1) Оm Shreem Hreem Shreem Kamle Kamalalaye Praseed, Praseed, Shreem Hreem Shreem Оm Mahalaxmaye Namah
2) Оm Shareeng Hareeng Kaleeng Hareeng Shrimahalakshmiaye Namah

Шри Янтра

 

Шри Янтра на латуни. Может быть заказана на меди.

Шри Янтра
Приобрести в магазине
заказать

   
       

Махамритьюнджай янтра - Янтра бессмертия

   

Махамритьюджай янтра создана на основе Махамритьюджай мантре, приведённой в Ригведе несколько тысячелетий назад. Эта мантра как и янтра освобождает от страха смерти, а также защищает от серьезных опасностей, смертельных болезней, наделяя адепта смелостью и здоровьем. Махамритьюнджай мантрой Сита и Рама спасли жизни отравленных ваманов.

Махамритьюнджай янтра является одной из наиболее благоприятных; она наделяет человека богатством, славой, здоровьем и счастьем, повышает благосостояние. Эта янтра рассеивает все страхи случайной смерти и смертельных болезней. Махамритьюнджай янтра известна своей небывалой силой избавления  от всех  болезней.

Для наибольшей эффективности Махамитьюнжайд янтра изображается на серебряной или медной пластине и заряжается соответствующими мантрами.

 Использование Махамритьюнджай янтры — это служение богу Шиве - Мритьюнджай Махадеву - победителю смерти.  Поклоняясь ему, можно избежать многих бедствий и неприятностей материального мира, а также проблем, связанных с расстройством души.   Мритьюнджай — целитель души и чувств.  Махамритьюнджай янтру можно опускать в воду и потом опрыскивать чурнамритой для лечения болезней.

 Необходимо помнить, что использование янтры является поклонением божеству, а через него Верховной Личности Бога.

"Согласно тому какому божеству, составляющий один из моих аспектов, такой верующий желает поклонятся, Я, как Высшая Душа, присутствующая в сердце этого верующего, укрепляю его в выборе этого полубога. После того как Я одариваю такого приверженца крепкой верой, он начинает поклонение этому божеству и получает от него всё желаемое. Конечно же, это происходит только с Моего разрешения, так как Я, Высшая Душа, присутствую и в сердце этого божества." Кришна. Бхагавад Гита (7.21-22)

Шри Махамритьюнджай янтра бессмертия

Шри Махамритьюнджай янтра на латуни. Может быть заказана на меди

Махамритьнджай Янтра заказать

   
       

Янтры планет

Согласно ведической астрологии, каждый человек управляется потенциально отрицательными планетами, влияние которых причиняет страдание и трудности, а также потенциально положительными планетами, которые действуют как помощники и целители. Усиление влияние последних — наиболее эффективная защита против угроз отрицательных планет.

Помимо графических янтр с изображением геометрических элементов, существуют числовые или нумерологические янтры, которые подчас по силе действия превосходят графические янтры. То, что числа изображены на санскрите, ещё более усиливает их действие. Действие числовых янтр основано на энергии чисел, пронизывающей всю Вселенную. Числа — это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки интуитивных дарований человека и для постижения глубин человеческой личности.

 

Янтра Солнца Сурья

Янтра Солнца или в ведической традиции Сурья. Олицетворением Сурьи является звезда Солнце. Нумерологическим символом для Сурьи является единица 1, символизирующая начало всех начал.

Солнце- правитель востока. Солнце представляет собой свет и правду. Оно выступает как прародитель всех других планет и поэтому являет собой целую Вселенную. Солнце символизирует космический разум и чистое сознание. Солнце связано с востоком и потоком солнечной праны, текущим с востока.

Васту рекомендации: в доме, где нет окон, выходящих восток, приток солнечной энергии жизни затруднен. Солнце истощено. Из-за этого все, а особенно мужчины, их сердце и кровеносная система, будут страдать от недостатка жизненной энергии, потому что восток — мужское направление. Янтра Солнца предлагает наиболее мощный метод исправления этого. Художественное изображение бога Сурьи вместе с янтрами Солнца в графическом и цифровом исполнении, представляющие тонкую энергию Солнца,  можно повесить на место отсутствующего окна. Эффективность воздействия такой янтры основана на действии комбинации символов, геометрических элементов, цветов и букв. Поскольку существующие дефекты затрагивают, главным образом, тонкую область, им возможно противодействовать также на тонком плане, а тонкий план весьма подвержен влиянию цветов, символов, букв и геометрических элементов. Солнечная янтра и другие планетарные янтры - мощный генератор положительной энергии, усиливающая тонкое солнечное влияние в доме.

Области, связанные с Солнцем: Восток, солнечная прана, бизнес, социальное положение, сила, карьера, здоровье.

Солнце отвечает за органы: спинной хребет, правый глаз мужчины (левый глаз женщины), рот, аппендикс, шея, кровеносная система, мозг.

Усиливает следующие качества: активность, сила, устойчивость, сила воли, счастье.

При благоприятном положении Солнца увеличиваются теплота, взрастает сила жизни, появляются успех, достоинство, оптимизм, здоровье, известность, сила, духовность. При неблагоприятном положении Солнца появляются высокомерие, чванливость, завышенное самомнение, зависть, гнев, раздражительность, слабости характера, недостаточная сила воли.

Подавленное положение Солнца вызывает сердечные болезни, нарушения работы кровеносной системы,  эпилепсию, полипы, церебральный менингит, болезни глаз, высокая температура, низое кровяное давление, облысение.

 

Сурья мантра: Ом Храм Хрим Храум Сах Сурьяя Намах

Янтра Солнца или Сурья янтра. Графическое исполнение

Янтра Солнца или Сурья янтра. Числовое или нумерологическое исполнение

Янтра Солнца или Сурья янтра на меди. Возможен заказ на латуни.

Сурья Янтра Солнце заказать

   
       

Янтра Луны Чандра

     

Луна или в ведической традиции Чандра является правителем северо-запада. Луна представляет собой женский принцип Вселенной, поэтому формирует полярную противоположность Солнца. Тогда как Солнце представляет весь Космос, Луна же - его дух.

Лунные влияния, в основном, связаны с эмоциональным и ментальным состоянием человека и воздействуют на его интеллектуальные способности. Если Луна находится в благоприятном положении, то она усиливает гибкость и адаптируемость, в то время как подавленная Луна может приводить к капризному поведению, жизненной неустойчивости и ненадежности.

Луна связана с органической энергия жизни, водной стихией, эмоциональным и ментальным состоянием, здоровьем, переменами, материнской любовью, впечатлительностью, красотой, удовольствием, роскошью, семейной жизнью, домом, тайнами. Луна помогает в восприятии идей, увеличивает гибкость и адаптируемость, женские качества, улучшает семейную жизнь и домашний уют.

При благоприятном положении Луны увеличивается любовь, улучшается домашний уют и семейное счастье, повышается чувствительность, увеличивается способность адекватно воспринимать жизненные перемены, эмоциональность, стабильность, разумность, повышается ответственность и нормализуется социальное поведение.

При неблагоприятном положении Луны проявляется неустойчивость, капризное поведение, безответственность, переменчивость, несогласованность, злоупотребление алкоголем, обжорство, неспособность к обучению, семейные проблемы, эмоциональные травмы. Подавленная Луна моет быть причиной возникновения проблем с пищеварением, болей в животе, болезней глаз, умственных расстройств, психосоматических болезней, ментальной неустойчивости.

Чандра Мантра: ओम श्रां श्रीं श्रौं सः सोमाय नमः Ом Шрам Шрим Шраум Сах Сомая Намах

Васту-рекомендации: Если в доме нет окон слева от входной двери и , жилые помещения не занимают северо-западную область дома, то женская энергия, представленная Луной, будет ослаблена. Женщины, живущие в таком доме могут страдать от эмоциональных расстройств и психологических проблем, расстройств пищеварительной системы и болей в области живота.

Эти недостатки можно скомпенсировать с помощью янтры Луны, которая усилит её энергию. Янтра Луны должна устанавливаться на северо-западе, чтобы сбалансировать отсутствующие окна, которые должно были бы быть расположены слева от главного входа, если смотреть изнутри дома. Янтра Луны заряжает энергией то место, где она установлена. Лучшее место для установления этой янтры — в восточной части лицом к западу. Янтра Луны заряжается восходящими лучами Солнца и божественными вибрациями восточного угла. Она также обеспечивает положительную трансформацию энергии в жилище через свою сакральную геометрию. Все это усиливает тонкое присутствие Луны в доме, которое также можно усилить белым цветом, растениями и водой, расположенными на севере и северо-западе.

Янтра Луны или Чандра янтра. Графическое исполнение

Янтра Луны или Чандра янтра. Числовое или нумерологическое исполнение

Янтра Луны или Чандра янтра мельхиоре. Возможен заказ на меди или латуни

Чандра Янтра Луна заказать

   
       

Брихаспати Янтра Юпитер

     

Янтра Юпитера или в ведической традиции Брихаспати или второе имя - Гуру. Юпитер - правитель северо-востока. Планета Юпитер — наиболее великодушная и полезная среди остальных планет. Она представляет собой все области жизни, в которой люди живут и учатся. Все милосердие, которое человек получает в жизни, воплощается Юпитером. В то же самое время Юпитер представляет собой порядок — и внешний, и внутренний.

Гуру является куратором Саттва Гуны. Как и Сурья с Чандрой, Брихаспати приносит Саттву в жизнь человека, символизирующую здоровье, процветание и счастье.

Васту-рекомендации: северо-восток дома находится во власти Юпитера - это наиболее чувствительная энергетическая область здания. Если северо-восток , а соответственно и Юпитер, заблокированы распложенным там туалетом, северо-восток лишен окон или загорожен высокими деревьями, то могут проявиться отрицательные качества Юпитера. Эти отрицательные воздействия  могут быть компенсированы янтрой Юпитера на севере вместе с водой , янтрой, расположенной на двери неуместного туалета   для усиления энергии северо-востока. Изображение графической и цифровой янтр вместе с изображением Брихаспати усиливает все качества этой янтры.

Янтра Юпитера помогает в медитации, удержании концентрации, обретению проницательности, обучении, в том числе детей, обретении духовности, поднятии творческого потенциала, восстановлении общественного порядка, проявлении милосердия, обретении счастья и удачи.

Юпитер поддерживает медитацию, обучение, развитие детей,  работу над духовностью,  поддержание общественного порядка

Отвечает за такие органы, как бедра, ляжки, печень, поджелудочная железа.

Усиливает счастье, удачу, творческий потенциал, правдивость, концентрацию, , проницательность,  милосердие.

При благоприятном положении Юпитера возрастают  правдивость, концентрация, знание, счастье, оптимизм, изобилие, производительность, благосклонность, открытость, великодушие, гениальность, радость, здоровье.

При неблагоприятном положении Юпитера: возрастают экстремизм, расточительность, чрезмерный либерализм, небрежность, долги, фанатизм, неправильные суждения.

Болезни, вызываемые Юпитером: диабет, проблемы с печенью, заболевания ног, заболевания кожи. 

Гуру мантра: Ом Грам Грим Граум Сах Гуруве Намах

Янтра Юпитера или Брихаспати янтра или Гуру янтра. Графическое исполнение

Янтра Юпитера или Брихаспати янтра или Гуру янтра. Числовое или нумерологическое исполнение

Янтра Юпитера или Брихаспати янтра или Гуру янтра на меди. Возможен заказ на латуни

Брихаспати Янтра Юпитер заказать

   
       

Шукра Янтра Венера

     

Правительница юго-востока Венера известна как богиня любви и красоты. Планета Венера являет собой женский аспект жизни, она представляет гармонию, любовь, удовольствия. На более низком уровне Венера определяет  сексуальность, богатство и красоту, в то время как на высоком уровне связана с преданностью истине.

Венера курирует любовь, красоту, роскошь, удовольствие, богатство.

Органы под властью Венеры: глаза, органы деторождения, кожа, шея, подбородок, щеки, почки.

Усиливает следующие качества: гармонию, искусство, желания, сексуальность, счастье, великодушие

Благоприятное положение Венеры увеличивает  дружелюбие, доброту, внимание, великодушие, , популярность, является причиной удачного брака, яркой индивидуальности,  артистического характера

Угнетённое положение Венеры  может быть причиной  летаргии, лености, расточительности, эксцентричного поведения, отсутствия эмоционального контроля.

Болезни при угнетённом состоянии  Венероы: глазные инфекции, проблемы с зачатием, болезни кожи, отеки, анемия.

Шукра мантра: Om Dram Drim Draum Sah Shukraya Namah

Васту -рекомендации: Если спальня, находящаяся во власти Венеры, расположена на юго-востоке, Венера будет сильно истощена, потому что Венера управляет и спальней, и юго-востоком. Если в дом есть другие серьезные недостатки типа туалета, расположенного на северо-востоке, то неблагоприятное влияние Венеры проявится во всей полноте. Это может приводить даже к развитию раковых опухолей. Особенно опасно негативное воздействие Венеры для женщин: они в большой степени подвержены развитию разнообразных женских заболеваний, связанных с энергетическими нарушениями Венеры. Лучшее решение заключает в том, чтобы закрыть туалет на севере и перенести спальню с юго-востока в другое место. Если болезни, упомянутые выше, уже проявились, следует немедленно это сделать.

Янтра Венеры помещается под кроватью. Если кухня расположена на юге, это влечет за собой недостаток влияния Венеры, столь важной для приготовления пищи. Поскольку сама кухня находится во власти Марса, а юг также пребывает под его началом, то налицо будет дисбаланс мужского и женского начал в доме. Поэтому кухня лучше расположить на юго-востоке: именно там энергии Марса и Венеры гармонично дополняют друг друга. Кухню также хорошо помещать на северо-западе, потому что там энергия Марса дополняется женской силой Луны, которая ведет себя подобно Венере. Однако если кухня расположена на юге и находится во власти мужской энергии Марса, то в центре кухни под потолком или над входом внутри нужно повесить янтру Венеры или Луны.

 

   
       
       

Не существует внешних символов, даже самых сложных, которые могли бы заменить янтру тела. На физическом и психологическом планах человеческое тело рассматривается во многих практиках как один из самых мощных инструментов духовной трансформации: оно представляет храм божественного, в котором начинается раскрытие бытия, хранилище неисчерпаемой силы. Только реализовав внутреннюю силу, пробудив ее от сна, можно ощутить ее как божественную энергию.
В ведических ритуалах, пуджах, яджнах могут использоваться большие янтры, называемые чакрами. Янтры-чакры непосредственно связаны с учением об энергетических центрах, которых также называются чакрами. Эти центры связываются с определенными областями человеческого организма. Слово чакры в переводе с санскрита означает «колеса». Это невидимые обычному глазу колеса в теле человека, которые кружатся с различными скоростями, потому что они обрабатывают энергию. Так как янтру иногда называют и чакрой, то можно утверждать, что янтры суть графические, визуальные отображения силовых энергетических полей, организующих человеческое тело и существо.
Чакры не являются физическими объектами. Подобно чувствам или идеям, они не могут иметь материальной формы, однако они оказывают сильное воздействие на все тело, поскольку выражают воплощение духовной энергии на физическом плане. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы. Местоположение чакр связано с различными состояниями сознания и строем организма. ближе к земле) связаны с практическими вопросами жизни — выживанием, движением, действием. Они управляются физическими и социальными законами. Верхние чакры представляют собой ментальные центры и работают на символическом уровне посредством слов, изображений,понятий.

Традиционно указывается на семь главных чакр и сотни незначительных. Каждая чакра находит соответствие с эндокринной и нервной системами, выполняет определенные физиологические и психические функции.

Существует семь основных чакр.

 

Янтры чакр

1. Муладхара чакра (корневая)

   


Это самая нижняя чакра; она расположена в области копчика, четвертого крестцового позвонка. В ней пребывает изначальная энергия кундалини, дающая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом. В дремлющем состоянии муладхара представляет собой инстинктивную природу человека, центр страстей и инерции, но в пробужденном — его духовный потенциал. Она имеет четыре лепестка, с которыми связаны мантры: ВАМ, ШАМ, ШЬЯМ, САМ. Буквы санскрита заключены в квадрат, символ земли с биджамантрой ЛАМ. В центре квадрата находится перевернутый треугольник, в котором дремлет кундалини, обвившая три с половиной раза сваямбху-лингу. Муладхара связана с самосохранением, характером, вкусом, и запахом. Муладхара-чакра контролирует внешние половые органы и репродуктивную систему человека. Она связана с инстинктом продолжения рода. Цвет: оранжево-красный или желтый.

   

2. Свадхиштхана чакра (сексуальный центр)

   

Эта чакра расположена над муладхарой, в области нижней части живота. В обычном состоянии эта чакра является центром подсознательного, хранилищем переживаний и устремлений. Ее пробуждение связано с преображением всего подавленного и забытого. Она находится около гениталий и управляет сексуальностью.

У этой чакры шесть лепестков, с которыми связаны мантры: БАН, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ, ЛАМ. Внутри цветка — символ безупречно-чистой воды в форме полумесяца с биджа-мантрой ВАМ. Над биджа-мантрой располагается Вишну.

Свадхиштхана-чакра связана с вкусом, здоровьем и осторожностью. В этом месте расположен «верховный лингам» — тайный половой центр мужчины. Состояние этой чакры влияет на общее самочувствие и функции печени и поджелудочной железы. Цвет — красный.

   

3. Манипура чакра (чакра пупа)

   

В области верхней части живота, в солнечном сплетении находится манипура чакра, отвечающая за волю и действие. Ее пробуждение дает новую постоянную основу для кундалини и укрепляет в духовной практике. Ее иногда называют набхичакра (набхи — «пуп»). Манипура означает «город драгоценных камней», потому что эта чакра сияет подобно городу, наполненному драгоценностями.
Маипура чакра насчитывает десять лепестков, с которыми связаны мантры: ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАН, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ.
В центре лотоса — красный треугольник , символ огня. Внутри круга изображены Рудра и Лакини.
Манипура-чакра связана со зрением, жизненной силой, энергией самосохранения. В этой чакре пребывает внутренний огонь, способный при надлежащем развитии согревать тело человека даже в самые сильные холода.
В буддийской традиции манипура располагается в области сердца. Эта чакра воздействует на поджелудочную железу, печень и живот. Преобладающие цвета: зеленый и светло- красный.

   

4. Анахата чакра (чакра сердца)

   

Анахата расположена на уровне сердца и грудной клетки: в центре груди между лопатками. От нее зависят любовь и сострадание, творческая сила и способность преодолевать свою судьбу.

Это чакра изначального, нетронутого звука, хлопка одной ладони. Эта чакра имеет двенадцать пылающих золотых лепестков, с которыми связаны мантры: КАМ, ЮСАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ.

В центре лотоса — два взаимопересекающихся треугольника дымчатого цвета; в них заключен еще один, золотой. Внутри него — баналинга или биджа-мантра ЙАМ. Анахата-чакра ассоциируется с воздухом (вайю) и органами дыхания.

Практики с использованием анахата-чакры включают в себя все упражнения пранаямы. В буддийских тантрах анахата располагают на уровне горла. Она влияет на устойчивость к заболеваниям; это чакра, связанная с высоким сознанием и любовью. Цвет — темно-красный.

   

5. Вишуддха чакра (горловая чакра)

 

Вишуддха находится в области горла и является центром различения, ориентации в жизненных ситуациях и приятия жизни во всех ее проявлениях. Вишуддха означает «чистая», потому что этот энергетический центр очень тонок. Чакра имеет шестнадцать лепестков серебристо-синего цвета, с которыми связаны следующие буквы санскрита: А, АА, И, ИИ, У, УУ, РИ, РРИ, ЛИ, ЛЛИ, Э, АЙ, О, ОУ, М, X.

По центру — белый круг, в который вписан треугольник с биджа-мантрой ХАМ. Вишуддха-чакра связана со слухом, творчеством, поиском истины и самовыражением. Она является одним из главных органов экстрасенсорного восприятия и играет основную роль в работе со сновидениями. Буддисты считают, что она располагается на макушке головы. В вишуддха-чакре пребывает андрогенная ипостась Шивы — Ардханаришвара, выступающий в роли гонца и посредника между мужчинами и женщинами, а также богами и смертными. Его обычно изображают в виде существа, у которого левая половина женская (Шакти, Парвати или Ума), а правая мужская.

Эта чакра влияет на щитовидную железу, метаболизм и связана с расширением сознания. Цвет — серый.

   

6. Аджна чакра (третий глаз)

Аджна расположена на уровне межбровья и связана с деятельностью сознания, в частности, интеллектом и осознаванием.' Из-за своего влияния и духовного значения она иногда называется третьим глазом. Это чакра разума, центр тонких элементов разума и пракрити.

Она имеет два лепестка, с которыми связаны мантры ХАМ и КХШАМ. В центре лотоса — перевернутый треугольник с белой итара-лингой и биджа-мантрой ОМ, иногда — короткая или половинная А.

Иногда считается, что у нее 96 лепестков. Половина из них излучает желтый свет, в то время как другая половина излучает синий и фиолетовый. Эта чакра связана c интуицией.

Энергетические медитации, задействующие аджна-чакру, служат для отделения сознающего от сознания, что позволяет медитирующему осуществить полный контроль над своими мыслями и полностью подавить все мыслительные процессы, не связанные с Абсолютным Сознанием.

В тибетской системе аджна-чакра считается участком сахасрара-чакры; местные техники работы с аджной включают в себя методы прямого физического воздействия на межбровную область. Цвет — серебристо-белый.

   

7. Сахасрара чакра (коронарная)

  

Сахасрара находится в области макушки и является венцом восходящего со знания , переходом к запредельному. Ее называют тысячелепестковым лотосом. Это центр чистого сознания. Она имеет тысячу (или 972) лепестков и является местом пребывания духа (атмана или пуруши). Ее биджа-мантра — ОМ.

Сахасрара вращается над головой. Ее лепестки излучают пылающий фиолетовый свет, наиболее духовный из всех цветов спектра. Состояние этой чакры показывает степень сознательного развития человека. Коронарная чакра бездействует до тех пор, пока не очищены все остальные чакры. Когда же вся чакральная система человека сбалансирована и все энергетические центры активизированы, это приносит высшее просветление и космическое сознание. Сахасрару называют иногда брахмарандхрой («щелью Брахмы»), Момент, когда кундалини достигает сахасрары, отождествляют с раскрытием в человеке высшего уровня Божественного Сознания. При этом исчезает всякая двойственность и субъективность; человек ощущает полную и безграничную связь с Богом; материя возвращается в дух.

Сахасрара-чакра связана с космическим сознанием и просветлением. Именно в этом месте энергия кундалини встречается с Чистым Сознанием. Сахасрара — энергетический центр, в котором сливаются все противоположности. Она упраздняет все звуки и все цвета и заключает в себе все познавательные и волевые способности, статические и динамические энергии остальных центров. В сахасраре происходит разрыв всех уровней, и человек выходит за пределы сансары, временного иллюзорного мира. Иногда в религиозной живописи сахасрара изображается как ореол, лимб над головой божеств и святых.

 
       
       
       

Активация янтры

Ритуал инициации

Посвящение — это первый крупный экзистенциальный опыт, который подготавливает садхаку к возвращению в его внутренний центр и намечает путь к его интеграции с космосом. Именно через обряд посвящения он изучает природу и использование комплекса янтра-мантра и начинает постигать внутреннее значение его знаков и символов. Традиционно церемонии инициации отмечают переход из одного мира в другой. Ритуал — это не просто статичное событие, а динамичный трансформирующий опыт всего существа, второе или «истинное» рождение, которое привязывает садхаку к изначальным источникам.

При посвящении проводятся тщательно продуманные церемонии, чтобы вызвать «смерть» и «возрождение», которые понимаются как происходящие буквально. Некоторые тантрические традиции перечисляют до двадцати пяти различных типов посвящения, которые длятся много дней и образуют полную последовательность йоги. Простейшая форма инициации состоит из инициации мантрами (мантра-дикша), проводимой гуру. Янтры обычно играют важную роль в церемониях инициации, например, инициация может быть проведена с помощью Шри Янтры. В простейшей форме церемонии гуру инициирует ученика в три этапа: сначала он прикасается к ученику (спарша-дикша) глубоко концентрируясь на Деви; затем он смотрит на ученика с любовью и благодатью (дрик-дикша); наконец, он передает ему слова знания и знакомит с эзотерическими техниками чакра-пуджи (ритуальное поклонение чакрам или контурам Шри Янтры). Затем следует повторение стослоговой мантры Деви и подношение цветов Шри Янтре.

Среди тантрических вайшнавов (панчаратра) инициация также совершается с помощью мандал. Тантра Лакшми дает сложную версию одного из таких обрядов, в котором используется мандала Чакрабджа, разделенная на девять разделов, каждый из которых назван в честь одного из аспектов Вишну. После начальных фаз ритуала адепту дается новое имя. Для этого ему завязывают глаза и заставляют бросить цветок на мандалу Чакрабджа; согласно разделу, где упал цветок, ученик назван в честь одного из эпитетов Вишну. Другой особенностью этой формы инициации является то, что называется «таттва-чаркша», в которой гуру готовит нить из трех нитей, каждая из которых представляет одно из трех качеств материальной природы — саттву, раджас и тамас, — и каждая с девятью узлами. Эти двадцать семь узлов символически обозначают все космические принципы в теле садхаки и приносятся в жертву священному огню, ритуальное действие, символически обозначающее смерть старого «я», которое сопровождается рождением нового «я», открытого для духовной жизни.

Независимо от используемого метода именно через ритуал инициации начинается психологическая трансформация адепта. Ритуалы посвящения приносят полное обновление садхаку и дают ему возможность выполнять различные практики янтра-садханы.

Церемония пранапратиштхи

Подобно тому, как садхак ритуально преображается в ходе обрядов посвящения, так и янтра должна пройти полную ритуальную трансформацию, чтобы стать доступной для поклонения. Одним из наиболее важных ритуалов поклонения янтре является вливание жизненной силы (праны) в геометрический узор янтры, называемый пранапратиштха. Цель состоит в том, чтобы заставить духовную вселенную, лежащую в основе мифа и иконографии, «спуститься» в янтру, чтобы она стала сияющей эмблемой и вместилищем космической силы (шакти-рупа) и сознания (чайтанья), преобразовать в священное архетипическое пространство.

Передача силы от садхака к янтре меняет природу диаграммы, а освящение мирского пространства, наоборот, возвышает садхака к осознанию внутренней энергии богоявления, таким образом янтра становится мощным средством контакта между садхаком и космосом.

В начале ритуала янтра, которая должна стать живым существом, ритуально устанавливается (янтра стхапана) на деревянном пьедестале. Мандала — это место, на котором будет освящаться янтра, и она очищается посредством поклонения определенным божествам места (питха пуджа) и четырем правителям пространства посредством пения соответствующих мантр. Затем янтру на её пьедестале ставят на тарелку и ставят на стол, на мандалу, для собственно ритуала пранапратиштхи. Для создания ритуально чистого архетипического пространства, лишенного негативных вибраций, с мантрой совершается обряд изгнания негативных или злых сил (бхутапасарана). Далее следует еще один обряд, известный как «ограждение четвертей» (дигбандхана), в котором садхака символически связывает четыре четверти пространства, щелкая большим и средним пальцами правой руки десять раз (8 румбов компаса + надир + зенит).

Далее символически очищается тело садхаки. Именно через его очищенное тело, в котором присутствует божество, божественное сознание будет передано в янтру, чтобы сделать ее живым существом. Тело садхаки становится бесконечно сияющим посредством ритуала бхутасуддхи, в котором обожествление тела достигается символическим растворением пяти элементов. Каждый элемент растворяется пением мантр. Затем садхака использует медитацию, чтобы глубоко сконцентрироваться на божествах, и выполняет ритуал ньяса, в котором он касается различных частей своего тела, повторяя мантры.

Благодаря этим ритуалам садхак становится воплощением сознательной силы, а его тело — воплощением божественных энергий. Таким образом, «очищенный» и «космизированный», он считается подходящим проводником для передачи силы янтре. Это нисхождение в янтру может быть достигнуто несколькими способами, но одним из главных является дыхательная техника (пранаяма). Пока адепт находится в полной концентрации, дэвата выдыхает праническую передачу через правую ноздрю в то время как он поет соответствующую мантру. Он контролирует свое дыхание, выдыхая это над красным цветком, который держит в руке. Таким образом, божественная сущность передается через тело адепта цветку. Затем он помещает цветок в центр янтры, которая начинает пронизываться искрой сознания.

Маханирвана-тантра (VI, 63-74) описывает этот процесс:
   Затем, делая обеими руками «черепашью мудру», пусть поклоняющийся возьмет руками прекрасный цветок, благоухающий сандалом, ароматным алоэ и мускус, и, поднеся его к лотосу своего сердца, пусть медитирует в нем (в лотосе) на высочайшую Адью.
   Затем пусть он ведет Дэви по Сушумна Нади, которая является дорогой Брахмана, к великому лотосу с тысячей лепестков, и там сделает Ее радостной. Затем, проведя Ее через свои ноздри, пусть он поместит его на цветок (ее присутствие передается) как бы одним светом другому, и поместит цветок на янтру. Затем, произнося биджа мантру (семя -мантру) Kring, скажи следующее: "О Адья Деви Калика! Приди сюда (в янтру) со всеми Своими последователями, приди сюда; [и затем он говорит] оставайся здесь, оставайся здесь; размещайся, (и затем) помести Себя здесь;(и затем) Ты будучи задержан здесь, прими мое поклонение.
   Призвав таким образом Дэви в янтру, Жизненные Воздухы Дэви следует влить в нее с помощью следующей пратиша-мантры:
   Анг, Хринг, Кронг, Шринг, Сваха, да будут здесь пять Жизненных Воздухов этого Дэваты; Здесь находятся Анг, Хринг, Кронг, Шринг, Сваха, Ее Джива здесь находится; Анг, Хринг, Кронг, Шринг, Сваха, все чувства; Анг, Хринг, Кронг. Шринг, Сваха, речь, ум, зрение, обоняние, слух, осязание и Жизненные Воздухы Адья-Калт Деваты - пусть они придут сюда и останутся счастливо здесь навсегда. Сваха.

Другой метод вливания жизненной силы в янтру — это использование символического сложения пальцев (Авахана-мудра). Адепт выдыхает в соответствующие положения пальцев, чтобы символически «задержать» сущность божества. Затем он медленно опускает сомкнутые руки на янтру. В других церемониях божество может быть установлено путем произнесения тантрической версии знаменитой Гаятри-мантры  или вариантов других известных мантр. Некоторые  ритуалы  описывают церемонии, основанные на ритуальном омывании янтры несколькими жидкостями; в таком случае омовение символически предполагает очищение от нечистот. Каким бы методом ни следовал адепт, церемония пранапратиштхи производит трансформацию янтры, которая теперь начинает функционировать на другом уровне реальности: она стала вместилищем божественных проявлений, божественности в абстрактной форме. Янтра «трансформируется» в единицу архетипического пространства (акаша), которая отождествляется с силой (шакти). Янтру больше нельзя отождествлять с грубой материей, скрывающей дух, но она стала инстинктивной сущностью божества, которым она пробуждается.

Янтра пуджа

Затем следует внешний ритуал пуджи (поклонения) или поклонения божеству через символ янтры. Янтра-пуджа обычно проводится ежедневно как индивидуальная церемония, в которой адепт устанавливает связь с космическими силами, вызываемых в янтре, через мистические группы дэват. С помощью эстетически приятного обряда с использованием разнообразных ритуальных ингредиентов – цветов, благовоний, воды, подношения пищи и т. д. — все это имеет глубокую символику и задействует весь его психофизический комплекс, молящийся стремится достичь состояния концентрации. Тип подношения и техника пуджи будут варьироваться в зависимости от традиции верования поклоняющегося. Например,  используют простые повседневные символические ингредиенты, такие как цветы и благовония. вещества и жесты пальцев. Хотя пуджа может включать в себя сложные техники и сложные аксессуары, ее ценность и суть заключаются в отношении (бхава) и внутренних переживаниях (анубхава) преданного. К ритуалу подходят с глубоким чувством сострадания или смирения, с полной самоотверженностью и чувством полной отдачи объекту поклонения. Тогда каждое подношение, каким бы малым оно ни было, имеет значение: Кришна говорит в  IX главе Бхагавад Гите:
  Что бы ни преподнёс мне верующий в истинной преданности: плод или воду, лист или цветок: Я приму это. Это подношение - любовь, преданность его сердца.

       

Активация янтры для бытовых целей

Для бытовых целей янтру можно рассматривать как амулет или талисман в виде мистической диаграммы, изображаемой обычно на меди. Это самый простой и самый короткий путь достижения желаемого и исполнения желаний. Считается, что в янтрах обитает божество; выполняя пуджу, поклоняясь янтре, можно умилостивлять это божество, избавляться от негативных влияний планет, а также увеличивать поток положительных влияний.

Вот необходимые процедуры, которые нужно совершать, чтобы правильно зарядить янтру энергией. Сначала нужно очистить свое тело и обрести полную ясность ума.
1. Найдите место, где будете чувствовать себя в полной безопасности; обратитесь лицом на восток.
2. Зажгите благовоние (палочку или пирамидку). 3. Положите на алтарь цветок и свежий плод. 4. Откройте янтру и поместите ее рядом с изображением божества янтры и ишта-дэваты. Ишта-дэвата — «желанное, избранное божество»; под этим термином понимается персональное божество, персональный символ Высшего для каждого человека; божество, являющееся объектом особенного любовного внимания хозяина янтры; это изображение будет также являться проявлением формы или видения божественности.
5. При помощи листа дерева возьмите воды и окропите немного воды на свое тело и янтру.
6. Очистите свою душу, полностью отдайте себя во власть божества янтры.
    21 раз произнесите следующую мантру:

ОМ ХУМ ДЖУМ ОМ БХУРБХАВА СВАХА ОМ ТРАЙЯМАБАКАМ ЯДЖАМАХА САУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАМАМ ДИЙОЙОНА ПРАЧОДАЙАТ УРВАРУКМИВ БАНДХАНАН МРИТЬОР МУКШИВАМАМРИТБЯТ СВАХА БХУВАХ БХУХ ОМ САХ ДЖУМ ХУМ ОМ

7. Закройте глаза, сконцентрируйтесь на божестве, чтобы оно благословило вас. Со всей искренностью попросите, чтобы божество открыло вам ваши сокровенные желания.

Ведические янтры заряжаются особыми ведическими мантрами.

Янтра Гаятри -

ЯНТРАРАДЖАЙА ВИДМАХЕ МАХАЯНТРАЙА ДХИМАХИ ТАННО ЯНТРАХ ПРАЧОДАЙАТ.
Брахма-Вишну-Махешвара — риши этой мантры, дающей жизнь Шри-янтре; сознание — это дэвата;
AM — биджа, ХРИМ — Шакти, КРОМ — Килака.

Ниже приводится сам ритуал.

АЙМ ХРИМ ШРИМ AM КАМ КХАМ ГАМ ГХАМ НАМ
(Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру, большим пальцам НАМАХ).
ИМ ЧАМ ЧХАМ ДЖАМ ДЖХАМ НАМ
(Звуку, Прикосновению, Взору, Вкусу, Обонянию ИМ указательным пальцам НАМАХ).
УМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ
Слуху, Контакту, Глазам, Языку, Носу УМ средним пальцам НАМАХ).
УМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ
(Речи, Рукам, Ногам, Гениталиям, Анусу АЙМ безымянным пальцам НАМАХ).
ОМ ПАМ ПХАМ БАМ БХАМ МАМ
(Речи, Дарованию, Движению, Наслаждению, Выделению АУМ мизинцам НАМАХ).
AM ИАМ РАМ ЛАМ ВАМ ШАМ ШАМ САМ ХАМ ЛАМ КШАМ
(Манасу (уму), Буддхи (разуму), Ахамкаре (эго), Мысли, Внутренней Причине АХ ладони и тыльной стороне ладоней НАМАХ).
АЙМ ХРИМ ШРИМ ОМ AM ХРИМ КРОМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ШАМ ШАМ ХАУН ХАМ САМ
(Пусть Шри-чакре пребудет жизнь!)
ОМ AM ХРИМ КРОМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ШАМ ШАМ ХАМ САМ ХАМ ХАМ САХ
(Пусть мое существование пребудет в Шри-чакре!)
ОМ AM ХРИМ КРОМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ШАМ ШАМ САМ ХАМ ХАМ САХ
(Пусть все чувства пребудут в Шри-чакре!)
ОМ AM ХРИМ КРОМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ШАМ ШАМ САМ ХАУМ ХАМ САХ
(Пусть пребудут в Шри-чакре речь, ум, глаза, уши, язык, нос, дыхание! Пусть пребудет в ней Счастье! СВАХА).

       

Оживление янтры

Точно так же как садхак внутренне трансформируется посредством обряда посвящения, и янтра должна претерпеть трансформацию для того, чтобы быть максимально эффективной. Одной из наиболее важных психотехник является обряд вселения жизненной силы в геометрические фигуры матрицы успеха. Целью его является побудить духовные энергии, лежащие в основе метареальности, к «нисхождению» в янтру, так, чтобы она стала созидательным символом и преемником космических сил и сознания, трансформирующимся в архетипическое пространство, которое в мире явлений выглядит как простой рисунок.
Перемещение силы от ученика к янтре меняет природу диаграммы. Сакрализация профанного пространства ведет практикующего к принятию внутренней энергии богоявления, так что янтра становится мощным средством взаимодействия между учеником и Космосом.
Есть несколько методов вселения силы:
1. с помощью визуализации и медитации;
2. с помощью слов силы, мантр и молитв;
3. с помощью огня;
4. с помощью Солнца;
5. с помощью стихий;
6. с помощью дыхания;
7. через богослужение.

       
       
       
       

Использованы материалы книг
Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия янтр. — СПб.: Институт метафизики,2010.
Madhu Khanna "Yantra. The tantric symbol of cosmic unity" Thames&Hudson