left1
Angkor Thom Vertical Menu
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
  Ангкор Ват

Бантеай Самре

ប្រាសាទបន្ទាយសំរែ

если на отображаются символы скачать кмерский шрифт

Banteay Samre

Дата : с серединa 12-го века .

Король: По стилистическим причинам, большинство экспертов склоняются к периоду царствования Сурьявармана II, хотя некоторые, ссылаясь на наличие буддийских сцен, считают, что он был построен позже, во времена правления Дхараниндравармана  II,  отца Джаявармана VII, который таже был буддистом.

Культ : Индуизм. Несколько буддийских изображений прекрасно сосуществовуют со сценаи Рамаяны и другими изображениями индуистских богов на центральной башне .

Бантей Самре план
Бантей Самре панорама
 

Бантей Самре башняБантеай Самре относительно удалён от основных храмов Ангкора и находится в половине километра на восток от Восточного Барая, из-за чего менее посещаем, чем большинство храмов Ангкора, несмотря на хорошее состояние, благодаря восстановлению методом анастилоза Морисом Глэзом, а ниже приводимое объяснение значения названия этого храма взято из его книги "Ангкор".

Бантеай Самре означает "Цитадель Самре"- почему - рассказывается в часто встречающейся в истории Ангкора легенде о сладких огурцах.
     В этой легенде  рассказывается о взошествии на престол бедного крестьянина из местности Самре по имени Поу, (отступление: вот почему цитадель называется "Самре"- больших людей называли по имени местности, откуда они родом. Так в Таиланде (или тогда ещё в Сиаме) основателя древней столицы Аютхайи называли У-Тхонг по имени местности, откуда он был родом. Сейчас эта местность называется Супхан.) который занимался выращиванием сладких огурцов - семена, которых он получил некоторым сверхъестественным образом (или имели наркотический эффект :) - шутка). Он преподнёс свой первый урожай королю, который нашёл их настолько восхитительными, что тут же заявил свои исключительные права на них, приказав Поу убить любого, человека или зверя, посягнувшего на его "чамсар" (поле).
      В сезон дождей, когда огурцов было недостаточно, монарх окончательно потерял терпение и сам поехал навестить своего садовника и полакомиться огурцами, но прибыл уже после наступления темноты, Крестьянин не узнал короля в темноте и убил его своим копьём, приняв за вора. Увидев, что натворил, он похоронил его в середине поля.
     Царь не имел прямых потомков и сановников царства, имеющих право выбрать ему преемника, поэтому прибегли к божественному вмешательству, призвав "Победоносного Слона" выбрать нового короля. Остановившись прямо перед крестьянином, выращивавшего сладкие огурцы, он "приветствовал его, опустив свой хобот между его ног, опустился на колени и обернув его хоботом, аккуратно посадил его себе на спину ". Шутники говорят, что Поу и слона "подсадил" на свои огурцы.
     Став королем, крестьянин  откопал труп своего предшественника, и устроил погребальную церемонию в Мебоне, а затем обряд кремации в Пре Руп. Придворные сановники, смирившись с правлением Самре, вскоре стали выражать свое недовольство, пренебрегая им и не высказывая никакого уважения. Король, не в состоянии переломить ситуацию добротой или жестокостью, покинул королевский дворец и отправился жить в отдалении от города- в Бантеай Самре - где он "оставался взаперти, как испуганная черепаха втягивает свою голову в панцирь". Он вызвал туда министров, которые оставались верными атрибутам королевской власти и регалиям старого короля, а не настоящему королю и потому как он не мог выносить этого больше, решил наказать их. Призвав последователей своего предшественника, он обезглавил всех, кто решил унизить его, показывая свою преданность исчезнувшей династии. Его царствование протекало далее в гармонии среди его последователей, которые стали верными ему.

Оформление его одиночными стреловидными башнями сразу напоминает Ангкор Ват, хотя, кто знаком с памятниками северо-восточного Таиланда, может узнать в нём сжатый Пхимай. Здесь нет надписей с описанием его основания, но вполне вероятно, что он был построен высоким чином из свиты Сурьявармана II во время его правления. Основные элементы этого храма следуют образцу, который был принят для многих храмов, построенных в то время, таких как Тхомманон, Чао Сей Тевода, Пхимай и Пхном Рунг.

 

Тропинка от дороги ведет к северной стороне храма, и хотя большинство посетителей входит в Бантей Самре через гопуру на этой стороне, гораздо лучший вид открывается если повернуть налево и пройти вдоль латеритовой стены внешнего окружения, повернуть за угол направо и войти через восточный вход.

Двухсотметровый не завершенный на востоке тротуар, заставляет подумать, что Бантей Самре был окружён соответственных размеров городом с этим храмом в центре. 
350-метровая дорога ведет на запад от Восточного рая и заканчивается другой крестообразной террасой.

 
Бантей Самре нага-балюстрада Бантей Самре терасса
 

Небольшой крюк на восток приведет вас к крестообразной террасе и к дамбе с балюстрадами ввиде нагов. Сторожевые львы без голов, но все еще выглядят впечатляюще . Если вы пройдете вокруг террасы на уровне земли, то увидите круглые колонны, поддерживающие его края, как в Ангкор Ват.

 
Бантей Самре терасса Бантей Самре львы
   

Внешнее окружение с его высокими стенами из латерита имеет размеры 83 на 77 метров, а внутреннее 44 на 38 метров. Три гопуры: северная, западная и южная похожи друг на друга - крестообразные в плане с двумя крыльями, которые ведут к галереям и двум дверям с портиками. Они из латерита и песчаника и гораздо более впечатляющие, чем в такие же, чем во внутреннем окружении. Массивная наружная стена высотой 6 метров из латерита, придаёт храму вид крепости, оправдывая название Бантей - цитадель.

   

Бантей Самре вход
Бантей Самре восточный вход
   

Северный вход.

Первый фронтон. Тяжело рассмотреть, но можно: сражение на Ланка между Рамой (справа) и многоруким, многоголовым Раваной. Они стоят на своих боевых колесницах, окруженные обезьянами и ракшасами, участвующими в жестокой битве.  

Бантей Самре дверь Бантей Самре Ланка

Второй фронтон. Танцующий Индра на своём трехголовом слоне Айравата. Справа, Гаруда .

Бантей Самре Индра
   

Восточная гопура первого ограждения

Правая дверь. Вишну на гаруде. Наверху летают апсары, внизу молящиеся фигуры.

   
Бантей Самре восточная гопура Бантей Самре Вишну на гаруде
   

Левая дверь. Обратите внимание на резьбу портиков.

 Фронтон. Пахтание Океана Молока под руководством Брахмы в верхней части в окружении Луны и Солнца, изображённых в дисках по краям. В центре сильно поврежденный временем Вишну держит ось взбивания, корорая поддерживается черепахой Курмой. Слева и справа девы и асуры тянут обёрнутого вокруг оси змея Васуки.

Притолока: Кришна сражается со змеем Калией, разрывая его на две части. Справа женщина выходит из листвы.

   
Бантей Самре вход Пахтание Океана Бантей Самре фронтон Пахтание Океана

Ценральная дверь. Фронтон. Сильно повреждённые Индра на Айравате с маленькими слонами и их погонщиками, выходящими из загона. На притолоке танцующий бог, вероятно, Шива, также сильно поврежден.



Бантей Самре Индра на Айравате

   

Внутренняя платформа первого ограждения простирается по периметру с каменными столбами по краю, которые держали черепичную крышу. В стене видны отверстия для крепления балок крыши.

   
Бантей Самре колоннада Бантей Самре колоннада
   

"Библиотеки" по обе стороны мандапы центральног святилища

   
Бантей Самре библиотека

Погребальная урна со стоком внизу в мандапе центрального святилища

Бантей Самре урна
Бантей Самре первое ограждение
   

Башня центрального святилища

Вход северной гопуры изнутри, фронтон обращенный к святилищу. Вишну убивает демона копьем. Внизу две полубогини танцуют, а третья играет для них на арфе.

   
Бантей Самре святилище Бантей Самре Вишну убивает демона

 

Внутренний фронтон того же входа. Хорошо сохранившиеся Шива на своем быке Нандин и его жена Ума, элегантно присевшая у него на коленях. Внизу два ряда сидящих фигур, выражающих почтение, с явно кхмерскими лицами.

Бантей Самре Шива на Нандин
   

Фронон северной библиотеки. Вишну отдыхает на Ананта, изображенный как дракон с ногами. Голова дракона встечается с гловой змеи, которая может быть Васуки. Из пупка Вишну растет лотос, на котором сидит Брахма.

Правый фронтон восточного входа. Три гиганских шага Вишну в образе брахмана-карлика (здесь он таковым не изображен), которыми он отобрал Вселенную у демона Бали. Справа изображена Лакшми, жена Вишну.

   
Бантей Самре Вишну на Ананда Бантей Самре Вишну с Лакшми
   

Центральный фронтон восточной гопуры.
Армия демонов осыпает стрелами Индру, держащего булаву.

Восточный угол первого окружения изнутри.

   
Бантей Самре Индра Бантей Самре восточный угол
   

Южная Библиотека. Центральная фигура Будды была срезана. Две фигуры справа и одна полустертая слева выражают почтение Будде. В нижней части четыре воина атакуют пьедестал Бога.

Остатки лингамов внутри

   
Бантей Самре южная библиотека Бантей Самре линги
   

Северный вход снаружи. Слева Сита, жена Рамы, сидит во дворце в окружении слуг. Справа сильно повреждённая сцена опять из Рамаяны с трудом различимым Рамой с луком.

   
Бантей Самре Сита   Бантей Самре севарный фронтон   Бантей Самре Рама с луком
   

Угол первого окружения с великолепными нага-балюстрадами.

Центральный фронтон северного входа (также в центре выше) изображает батальную сцену из Рамаяны. К сожалению, центральная фигура сильно повреждена, но видно, что это тоже обезьяна, скорей всего их генерал- Хануман.

   
Бантей Самре нага-балюстрады внутри Бантей Самре Хануман
   

Слева поврежденный бог сидит на троне, окруженный музыкантами, над ним танцующий Шива.
В центре западный выход. Внизу ряд из шести божеств на странных существах. Полубогини по краям сидят на нагах. Остальные едут на своего рода львах, по крайней мере, судя по лапам. На самом верху бог в окружении апсар. Сцена вцелом довольно загадочна.
Справа фронтон святилища. Центральная фигура бога исчезла, две фигуры справа выражают ему почтение. Внизу ряд молящихся вигур и один воин в центре со щитом.

   
Бантей Самре Шива   Бантей Самре 6 полубогов   Бантей Самре святилище
   

Фрагмент угла святилища и первого ограждения

Окно с балясинами

   
Бантей Самре угол святилища
Бантей Самре окно с балясинами

 

Ступени красивой необычной формы выполнены с орнаментом по краю и выглядят восхитительно

Бантей Самре ступени
   
Использованы материалы книг  Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Maurice Glaize "Angkor"
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2