left1
Angkor Thom Vertical Menu
left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
Ангкор Ват

Голубев

Голубев Виктор Викторович

Goloubew

 


Голубев Виктор Викторович родился 12 февраля 1878 г. в Петербурге. Дворянином стал его дед – Федор Иванович Голубев, а благополучия добился отец - Виктор Федорович Голубев, путеец, предприниматель и меценат, общавшийся с такими людьми, как Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов. В.Ф. Голубев собирал произведения европейского изобразительного прикладного искусства, а его жена Анна Петровна свободно владела несколькими европейскими языками, увлекалась французской литературой и музыкой. Такая среда сформировала у Виктора Голубева качества искусствоведа, дала филологическую и искусствоведческую подготовку. Виктор Голубев играл на скрипке и у него была скрипка Страдивари.

В 1901 году Виктор Голубев закончил физико-математический факультет СанктПетербургского университета и уехал вместе со своей женой Натальей Васильевной в Гейдельбергский университет, где защитил диссертацию, после чего они переехали в Париж и у Голубевых родились два сына. Наталья Васильевна, будучи одной из самых эффектных женщин парижского общества ушла от Виктора Голубева к Габриэлю д'Аннунцио, итальянскому драматургу и поэту. После Первой мировой войны Виктор Голубев потерял их следы и до конца жизни оставался одиноким.

В процессе научной работы у Голубева формируется увлечение Востоком и очень скоро он становится одним из главных экспертов по истории буддийского и светского искусства Индии и Дальнего Востока. За шестимесячную научную экспедицию Голубева в Индию и на Цейлон французское правительство награждает его орденом Почетного легиона, а на основе материалов Голубева в 1920 году учреждается отдел фотодокументов Музея Гимэ в Париже. Во время Первой мировой войны, Голубев был представителем Русского Красного Креста во Франциии он был награжден французским крестом «За боевые заслуги» за смелость в Первой Русской пехотной бригаде, направленной Николаем II на французский фронт. После войны Голубев познакомился с санскритологом и экспертом по древней Камбодже, учредителем и первым директором EFEO Луи Фино (1864–1935). 4 августа 1920 года по направлению Луи Фино Академия надписей и изящной словесности принимает Виктора Голубева член-корреспондентом EFEO. Вскоре после этого они вместе уезжают в Камбоджу.

В своей первой экспедиции в Ангкор с Л. Фино и А. Пармантье, руководителем археологических работ EFEO, Голубев работал в Байоне и НикПин. В ходе этой работы он быстро освоил методы археологии. Фино и Голубева заинтересовало происхождение ликов Байона и они предполагали, что древние кхмеры изобразили бодхисатву Локешвару ( на санскрите Авалокитешвара). БантеайЧхмар – храм традиции Махаяна, один из барельефов которого изобажал бодхисатву Авалокитешвара с идентичными ликам Байона деталям лица, подтвердил их предположение. Таким образом Голубев доказал, что Байон – это буддийский храм, а не шиваитский, построенный Яшоварманом I, как считалось до этого. Моделью для ликов Байона послужил сам Джаяварман VII, стоитель Байона, живший на три века позже.

В 1922 году Голубев организовал на выставке в Марселе индокитайский павильон. На нём он представил семь неизвестных ранее скульптур Ангкора, две линги, статую Будды под Мукалиндой, статуи асуров и девов. 

Во время своей второй экспедиции в Ангкор с декабря 1923 по май 1924 года, Голубев вплотную занимается АнгкоромВат. В Ангкоре Ват Голубев использовал метод создания последовательного фотодокументирования с последующей публикацией, уже применявшийся им в пещерах Аджанты в Индии, так как осознавал, что архитектура, планировка, скульптуры и барельефы представляют собой неразрывное целое памятника храмов того периода. Изучая барельефы Ангкора, Голубев обратил внимание на необычные для Ангкора того периода изображения Шивы и брахманов с клинообразными бородками. Сравнивая их с изображениями даосов эпохи Мин, Голубев предположил, что китайски резчики участвовали в оформлении АнгкораВат, что подтвердилось Чжоу Дагуаном, китайским дипломатом посетившим Ангкор в 1297 году, который отметил, что в те времена (в Китае эпохи Сун и Юань) Камбоджа процветала и китайцы искали там работу.

С 1929 по 1932 год издаются семь огромных томов по архитектуре, орнаментальной скульптуре и галерее барельефов АнгкорВата, в которых в общей сложности было опубликовано около тысячи иллюстраций на основе собственных фотографий Голубева и исследование истории этого храма.

В октябре 1931 году Голубев собирается в новую археологическую экспедицию, для проверки предположения, что не Пхимеанакас, а ПхномБакхенг был центром столицы Ангкора Яшодхарапуры и в июле 1932 года его назначают руководителем этих раскопок, которые длились пять месяцев. Голубеву удалось по договорённости с командующим военно-морским флотом Индокитая, облететь на гидроплане Яшодхарапуру, чтобы уточнить её очертания, и Харихаралайю – древнюю столицу в Ролуосе. На основе этой аэрофотосъемки площади в 70 кв. км была составлена карта Ангкора в масштабе 1:10 000. На этой карте стала видна магистральная дорога, соединяющая две древние столицы- Харихаралайю в Ролуосе и Яшодхарапуру в Ангкоре. Для более точного определения внешней границы Яшодхарапуры Голубев и Анри Маршаль, второй хранитель Анкгора, посвятивший ему всю свою жизнь, объехали на слонах там, где должен был быть земляной вал и нанесли найденные его остатки на карту. Голубев доказал, что ПхномБакхенг являлся центром столицы Яшовармана I и что границы Яшодхарапуры не совпадали с границами АнкгорТхома. С четырех сторон храм был окружен прямоугольной насыпью, за которой шёл ров, заполненный водой.

В этой экспедиции Голубев заболел болотной лихорадкой, но не смотря на это он снова едет в Пхном Бакхенг и работает там с декабря 1933 по март 1934 года. На этот раз его интересовали стелы основания ПхномБакхенга и АнгкорТхома за южными городскими воротами, Бапхуон и остатки гидросистемы АнгкорТхома.

В 1934 году Голубев приезжает в Лондон на I Международный конгресс антропологических и этнологических наук и выступает с докладами в Академии надписей и изящной словесности и в лондонском Индийском обществе , где представленная теория Яшодхарапуры получает признание. Академия надписей и изящной словесности наградила Голубева премией Жиля за работы по Камбодже и Вьетнаму.

В марте 1936 года Голубев начинает раскопки у Ворот Смерти АнгкораТхом. Вдоль линии городской черты открылись следы двойной насыпи и канала. Он обнаружил разветвленную сеть каналов, идущих от бараев как к городу, так и южным рисовым полям. Вдоль основных улиц также текли каналы. Голубев не мог обойтись без аэрофотосьёмки и снова облетает древние столицы ЧхокГарьяр, Ишанапура, а также испещренный сетью ирригационных каналов район рядом с Ангкором Тхом. Специалисты по мелиорации рассчитали для Голубева, что Восточный и Западный Бараи орошали 15 тыс. гектаров полей. Это и было основой могущества Кхмерской империи.

Виктор Викторович Голубев провёл в общей сложности около 20 экспедиций в разные районы Индокитая и регионы Азии. Он открыл бронзовый век в Юго-Восточной Азии.

Виктор Викторович Голубев умер 19 апреля 1945 года в клинике Святого Павла в Ханое. В последний путь его сопровождали трое коллег из EFEO. Похоронили Виктора Викторовича на одном из французских кладбищ в Ханое. В начале 60-х годов все захоронения были переправлены во Францию и место захоронения там потеряно.

 

Использованы материалы статьи Владимира Антощенко "Victor Goloubew на руинах Ангкора"
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
footer
footer1
footer2