left1
Angkor Thom Vertical Menu

История Сиама и Тайланда

Короли Сиама и Тайланда

 

Храмы Аюттхайи

Wat Chai Watthanaram
Wat Chedi Si Suriyothai
Wat Ket
Wat Khok Phraya
Wat Lokayasutharam
Wat Mahathat
Wat Nok
Wat Phanan Choeng
Wat Phra Mongkhol Bophit
Wat Phra Ram
Wat Phra Si San Phet
Wat Ratchaburana
Wat Thammikkarat
Wat Yai Chai Mongkhol

Храмы Ангкора

Ангкор Ват
Байон
Та Прохм
Преах Кхан
Бантей Кдей
Бантеай Самре
Та Сом
Та Ней
Та Кео
Срах Сранг
Преах Ко
Пре Руп
Прасат Краван
Ник Пин
Восточный Мебон
Ак Йом

Дальние храмы Камбоджи

Бантей Срей
Бантей Чма
Бенг Мелеа
Кох Кер
Преах Вихеа
Преах Кхан Кампонг Свай
Самбор Прей Кук

 

 

left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
  Аюттхайя

 

Боромотрайлоканат

Somdet Phra Boromma Trailokanat
Сомдет Пхра Рамезуан Боромма Трайлоканат Бопит
(สมเด็จพระราเมศวรบรมไตรโ ลกนาถบพิตร) 

Король Трайлок (Боромотрайлоканат) не был очень долго на троне , когда он был вовлечен в войну с Чиенг Маем , которая длилась с перерывами всё его правление. Причиной этой войны была скорей всего в неудовлетворенности жителей бывшего Королевства Сукхотай подчинённым положением вассала, имевших правившую в своё время Королевскую Семью.

В 1451 Пья Ютхит Тхира (P'ya Yuthit Thira), губернатор Саванкхалок , решил восстать против Короля Сиама и тайно обратился к Махараджа Тилок (Maharaja Tilok), губернатору Чианг Мая, за помощью, обещая стать его вассалом . Махараджа сразу же ухватился за этот шанс нанести удар Сиаму и послал армию на юг. Лаосская армия атаковала Сукхотай, но была отброшена с большими потерями. Последующие попытки были более успешные , но Король Луанг Прабанга, кто был тогда в очень плохих отношениях с Махараджей Тилоком, не упустил возможности вторгнуться во владения Чианг Мая. Новости о вторжении вынудили лаосскую армию вернуться. Вторая армия Чиенг Мая была послана в Кампхенгпхет. Этот город был захвачен и присоединён к владениям Чианг Мая.

В последующие несколько лет военные действия между Аюттхайей Чиенг Маем затухли, так как Махараджа был полностью занят войной с Луанг Прабангом , а Король Сиама также имел другие дела. В 1454 его Королевство было разорено ужасной вспышкой оспы и в 1455 была предпринята военная экспедиция в Малакку. Малакка была подданной Сиаму со времён Короля Рамкамхенга. Однако, можно заключить, что сиамский контроль был весьма слабым. Малайцы были изначально буддистами, но мусульманство было введено до десятого столетия и ко времени Короля Трайлока она стала преобладающей религией в Малакке. Возможно, что люди Малакки были поощрены бунтовать с их арабскими единоверцами, поселения которых начали формироваться на полуострове. Город был захвачен, но последующие события показывают, что сиамское правление не было эффективно в течении долгого времени.

В 1460 стало известно предательство губернатора Саванкхалока из-за чего он сбежал к Чиенг Май, и был назначен Махараджей Тилоком губернатором Пхьяо. В следующем 1461 году Махараджа поставил его во главе армии Лаоса для вторжения в Сиам. Они захватили Сухотай и осадили вторую столицу- Питсанулок. Новости о вторжении войск Юннани с севера заставили их снять осаду и вернуться, но Сукхотай оставался в руках Махараджи до 1462 года, когда он был взят обратно. Саванкхалок был какое-то время во владении Чианг Мая.

В результате этих постоянных вторжений Чианг Мая, Король Трайлок решил перенести столицу в Питсанулок . Поэтому он назначил своего старшего сына, принца Бороморачу губернатором или регентом Аюттхайи, а сам переехал в Питсанулок в 1463 в сопровождении своего младшего сына принца Интарачи. Питсанулок оставался столицей Сиама в около двадцати пяти лет.

Махараджа Тилок далеко не обрадованный этим шагом, сразу же вторгся в Сиам и напал на Сухотай в третий раз. Это нападение было отражено с большими потерями и армия Махараджи преследовалась сиамцами, во главе с Королем и принцем Интарачей далеко вглубь его собственной территории. Авангард сиамского Короля схватил армию Чиенг Мая около горы Дой Ба (Doi Ba), хорошо знакомой посетителям Чиенг Мая, которая находится около конца железной дороги. Здесь произошла жестокая битва при лунном свете, в которой молодой принц Интарача в возрасте около пятнадцати лет проявил большую храбрость. Будучи на слоне, и сопровождаемый губернаторами Кампхенг Пхета и Сукхотайи, также на слонах, он напал на четырех слонов бывшего губернатора Саваанкхалока и трёх воинов сопровождения Чиенг Мая. Он и его компаньоны на их слонах были отброшены в болото, а принц получил пулевое ранение в щеку. В конце концов, принц и его войска были вынуждены отступить и воссоединитесь с главной армией Короля Трайлока. Принц Интарача, по-видимому, умер от раны, поскольку его имя больше не появляется в истории после этого случая. Летописи Чианг Мая датируют это сражение 1457 годом.

Ни одна из сторон не могла считаться победившей. Сиамцы отступили, и мир воцарился на несколько лет. Приблизительно в это же время, губернатор-ренегат Саванкхалока готовился, чтобы воссоединиться с Сиамом. Большая часть города Саванкхалок была сожжена дотла лаосцами за это, а сам губернатор был схвачен и сослан в отдаленные владения Чианг Мая. Дядя Махараджи, Мун Донг Накхон (Mun Dong Nak'on), губернатор Чиенг Джун (Chiengjun), было поручено отвечать за Саванкхалок.

В 1465 Король Трайлок принял монашество и вошел в буддистский монастырь как священник. Несомненно то, что он был сподвигнут на этот шаг не только его собственными склонностями, которые всегда были религиозными, но также и примером Короля Сукхотайи Тхаммарачи Лютхай. Получение чина священника для коронованной особы была настолько редким случаем, что создало большой резонанс в буддистском мире. Правители соседних стран послали своих религиозных представителей для содействия церемонии посвящения. Чиангмайский Махараджа послал своего посла в Пхитсанулок в сопровождении двенадцати священников для большей неприкосновенности. Они были очень хорошо приняты Королем Трайлоком и помогали ему в его посвящении, которое происходило в Wat Chulamani в Пхитсанулоке.

Но это сближение между государствами было только кажущимся. Король Трайлок потребовал вернуть Саванкхалок. Ему в этом было отказано и по завершении монашества монарха, которое длилось восемь месяцев, обе стороны снова начали готовиться к войне. Дядя Махараджи, Мун Дон Накхон, собрал армию на границе, с намерением вторгнуться в Сиам при подходящей возможности. Король Трайлок, с другой стороны, следуя суеверным наклонностям своего возраста, решил использовать тайные средства чтобы ослабить боевую мощь противника.

В 1467 бирманский священник был послан Королём Сиама в Чиенг Май. Этот человек с его неприкосновенностью должен был снискать расположение Махараджи Тилока и найти способ  убедить его построить новый дворец вместо городской крепостной стены Чианг Мая. Для того, чтобы подготовить участок для для дворца, необходимо было срубить священное дерево, посаженное ещё Королем Менграем. Махараджа, приободрённый священником, приказал срубить это дерево. Ряд ужасных неудач сразу же обрушилось на него. Одна из его жен обвинила своего старшего сына, принца Бун Руанга в мятежных приготовлениях. Молодой принц был казнен. Чуть позже его верный слуга также был схвачен и казнён.

В 1468 сиамские послы посетили Чиенг Май. Главный посол был Брамином. Некоторые из его действий вызвали подозрение и он сотоварищи были арестованы и под кнутом признались, что зарыли в различных частях города семь фляг с волшебным веществом. Они также рассказали, что Бирманский священник, который советовал срубить священное дерево, был сиамским шпионом. Таким образом, Махараджа Тилок обнаружил, правда слишком поздно, что он напрасно казнил своего сына и его преданного слугу по ложным обвинениям. Эти несчастья он приписал уничтожению священного дерева. К его горю добавился ужас, когда он нашёл семь фляг, полных волшебных трав и талисманов. Они были сожжены до тла и пепел был брошен в реку. Бирманский священник и Брамин последовали  за пеплом с камнями, привязанными к ногам. Другие послы были отпущены, но они не ушли далеко, так как были настигнуты войсками, посланными уничтожить их. У них были решительные методы в те дни для иностранцев, злоупотреблявших их доверием.

В 1471 была поймана в Сиаме белая слониха. Похоже, что это был первый белый слон, принадлежавший Королю Сиама начиная с основания Аюттхайи, хотя, как известно, Короли Сухотайи уже имели белых слонов.

В 1472 у Короля Трайлока родился третий сын. Он был назван принцем Джетта, кто позже станет Королем Рама Тхибоди II.

В 1474 опять вспыхнула война с Чиенг Маем. Мун Донг Накхон, дядя Махараджи, умер и вместо него был назначен новый губернатор Чиенгджуна (Chiengjun). Сиамцы тут же вторглись во владения Чианг Мая, захватили Чиенгджун и убили губернатора. Одновременно был захвачен Саванкхалок. Махараджа Тилок отбил Чиенгджун, но Саванкхалок оставался в руках сиамцев.

 Результатом этой войны, которая начиналась и прекращалась двадцать три года, стало то, что обе стороны оказались в точно том же самом положении, как и до войны. В 1474 старый Махараджа, уставший от бесцельной борьбы, сделанной сделал первый шаг для мира. Ни о чём определённом стороны не договорились, но военные действия прекратились на несколько лет.

В 1484 младший сын Короля Трайлока, принц Джетта, вместе со старшим сыном принцем Боромарачей, стали буддистскими монахами. Они оставят монашество через несколько лет и принц Джетта будет объявлен Махой Упарат. Этот случай- первый, когда институт Маха Упарат упомянут в сиамской истории, хотя есть все основания предположить, что было общепринято присуждать название одному из сыновей или братьев это звание. 

Не ясно, почему Король Трайлок назначил принца Джетту, его младшего сына, Маха Упаратом, но вполне вероятно, что принц Бороморача уже был регентом Аюттхайи и должен был стать Королем там, а принц Джетта был Упарат для северных владений и Питсанулока. Если Король Трайлок планировал расчленить Королевство, то это было очень неблагоразумное намерение. К счастью, это не произошло после его смерти.

В 1486 опять началась война с Чианг Маем из-за убийства Махараджей Тилоком сиамских послов. Сиамские войска вторглись на территорию Чианг Мая, но никаких особенных событий далее не последовало. В следующем 1487 году Махараджа Тилок умер. Ему было семьдесят восемь лет и он правил в течении сорока четырех лет. Он был во всех отношениях необычный человек: плохой сын, резкий и незаботливый отец, тиран по отношению к своему народу и неустанный противник Сиаму, но не смотря на это, он являлся человеком сильных религиозных принципов. Буддистский Совет был учреждён в Чианг Мае в его правление, и он многое сделал, чтобы способствовать развитию религии. Его заслугой, также было, что знаменитый Изумрудный Будда, который сейчас стоит в Королевском Дворце в Бангкоке, был принесен в Чианг Май.

Согласно наиболее правдоподобным сведениям, это действительно замечательная статуя была обнаружена в Чиенграе в 1436, в среди обломков пагоды, разбитой молнией. Она была перенесена в Накхон Лампанг и тридцать два года спустя в 1468 была перенесена в Чианг Май. В 1470 она была установлена Махараджей Тилок в храме. Король Джай Джеттха (Jai Jett'a) перенёс эту статую из Чианг Мая в Луанг Прабанг в 1547 году. Затем она была перенесена в Вьенгчан (Wiengchan), где оставалось до 1779 года, когда Чао Пья Чакри Рама I установил статую в Бангкоке.

 В 1488 принц Бороморача захватил Тавой, который всегда был яблоком раздора между Бирмой и Сиамом в течении сотен лет.

 Король Трайлок надолго не пережил своего противника всей жизни, Махараджу Тилока. Он умер в Питсанулоке в 1488 году, в возрасте пятьдесяти семи лет, после правления сорока лет. Он проявил себя как талантливый и благоразумный правитель. Его врождённые религиозные чувства отвращали его от войны, но захватнические амбиции Махараджи Тилока вынуждали его тратить большую часть его времени в борьбе против Чиенг Мая. На многие из действий Короля Трайлока влиял пример Королю Сукхотай Рамакамхенга, которому он хотел подражать. Одна из его жен, мать Короля Рамы Тхибоди II, была Принцесса Королевской Семьи Сукхотай.

Согласно некоторым версиям сиамской истории, Король Трайлоконат умер в год, когда он оставил духовенство (1465) , а трон унаследовал его сын Интарача, который правил в течение 22 лет, который, в свою очередь был унаследован его братом   Рама Тибоди II.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна

 

mainmenu