left1
Angkor Thom Vertical Menu

История Сиама и Тайланда

Короли Сиама и Тайланда

 

Храмы Аюттхайи

Wat Chai Watthanaram
Wat Chedi Si Suriyothai
Wat Ket
Wat Khok Phraya
Wat Lokayasutharam
Wat Mahathat
Wat Nok
Wat Phanan Choeng
Wat Phra Mongkhol Bophit
Wat Phra Ram
Wat Phra Si San Phet
Wat Ratchaburana
Wat Thammikkarat
Wat Yai Chai Mongkhol

Храмы Ангкора

Ангкор Ват
Байон
Та Прохм
Преах Кхан
Бантей Кдей
Бантеай Самре
Та Сом
Та Ней
Та Кео
Срах Сранг
Преах Ко
Пре Руп
Прасат Краван
Ник Пин
Восточный Мебон
Ак Йом

Дальние храмы Камбоджи

Бантей Срей
Бантей Чма
Бенг Мелеа
Кох Кер
Преах Вихеа
Преах Кхан Кампонг Свай
Самбор Прей Кук

 

 

left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
  Аюттхайя

 

Рамакхамхаенг Великий

Pho Khun Ram Khamhaeng the Great (Pho Khun Ram Racha)

Pho Khun Ram Khamhaeng (พ่อขุนรามคำแหง มหาราช) родился приблизительно в 1237-1247, умер в 1298, был третьим королём династии Пхра Руанг (Phra Ruang), управлявшего Королевством Сухотай (Sukhothai) в 1279-1298, в течение его самого преуспевающего периода. Он создал тайский алфавит и сделал Буддизм Тхеравады государственной религией королевства. Читать как появился буддизм в Сиаме (король Бирмы Анурутха).

Его родителями были принц Bang Klang Hao, кто управлял как Король Си Индрадитья (Sri Indraditya), и Королева Суеанг (Sueang), хотя легенда говорит, что он родился от великанши- людоедки по имени Kangli и рыбака. У него было два старших брата и две сестры. Самый старший сын короля Си Индрадитья умер молодой и трон унаследовал его второй сын, который носил звание Короля Бан Муанг. Этот король долгое время не правил и умер приблизительно в 1275  и трон занял его честолюбивый и отважный младший брат Рамакамкхенг.

Король Рамакамхенг справедливо заслужил звание Рамакамхенг Великий. Он был одним из самых устрашающих воинов и завоевателей, которых когда-либо рождал Сиам. В его продолжительном, более чем сорокалетнем правлении он сделал государство Сукхотай боевым, сильным и обширным Королевством. .

В возрасте 19 лет он участвовал в успешном вторжении его отца в город Сухотай, освобождая его от кхмерского господства и по существу установления независимого королевства Сухотай. Из-за его героизма на войне, его назвали Пхра Рам Камхаенг ( Phra Ram Khamhaeng) или Смелый Рама. После смерти его отца его старший брат Бан Муанг стал управлять королевством и отдал управление городом Си Сат Чаналай принцу Рам Кхамхаенгу. Поэтому, при коронации принц Рам Кхамхаенг уже имел устойчивую репутацию лидера.

Существует предположение, что Рам Кхамхаенг получил имя Рама при рождении в честь героя Рамаяны - Рамы, восемнадцатого воплощения Бога на Земле и идеального царя, а имя после его коронации было "Пхо Кхун Рамарат" (Pho Khun Ramarat) . Кроме того, тогда существовала традиция давать имя деда внуку; согласно 11-ой Каменной Надписи и Хроникам Аюттхаи Празоета Аксоранита Луанга (Luang Prasoet Aksoranit's Ayutthaya Chronicle). У Рам Кхамхаенга был внук по имени Пхрайя Рам (Phraya Ram) и два внука Пхрайя Рам имели имена Пхрайя Бан Муеанг (Phraya Ban Mueang) и Пхрайя Рам (Phraya Ram).

Историк Tri Amattayakun ( ตรี อมาตยกุล), предположил, что Рам Кхамхаенг должен был быть коронован в 1279 году, так как в этом году он посадил сахарную пальму в городе Сухотай. Тогда существовала такая традиция - посадить в день коронации сахарную пальму. Считалось, что царствование будет настолько успешным, насколько высоко будет это дерево.

Обстоятельства, при которых Король Рамакамкхенг получил власть над Пегу очень интересно. Бирманский Губернатор Мартабана (Martaban) Алиенма (Alienma), отказавшись повиноваться приказам Короля Бирмы Тарекпйемин (Tarekpyemin), был изгнан бирманцеми. Он нашёл спасение в Сиаме и дал клятву верности вассала Королю Рамакамкхенгу, который после этого восстановил его как губернатора Мартабана. Бирманское Правительство было в то время столь дезорганизовало, что никаких ответных действий не было предпринято.

Некоторое время до этого, авантюрист из Шана по имени Могадо (Mogado) проживал в Сукхотайе, где он стал большим любимцем сиамского Короля, после того как подарил ему белого слона. Это был, по всей видимости , первый сиамский белый слон упоминаемый в исторических хрониках. В то время как Король Рамакамкхенг отсутствовал на кампании против Камбоджи, Могадо тайно сбежал с одной из его дочерей в Мартабан, где он был хорошо известен как торговец. Он устроил заговор и поднял восстание против Алейнма и убил его, сделавшись губернатором Мартабана. Позже он поссорился с Королём Пегу, что привело к войне, в которой Могадо победил, став Королем. Чтобы усилить своё положение, он помирился с старым патроном, Королём Рамакамкхенгом, которому он поклялся в верности вассала феодалу, и в 1286 сиамский Король жаловал ему титул Чао Фа Руа (Chao Fa Rua).

Интересной особенностью правления Короля Рамакамхенга было открытие прямых политических отношений с Китаем. Хан Кублай, в его преклонном возрасте, искал способы укрепить свою власть путём улучшения отношений с граничащими государствами, которые он не счел необходимым подчинять. В 1282 китайский мандарин по имени Хао Чоу Чи (Haw Chow Chi) прибыл ко Двору Сукхотайи для переговоров о мире и дружбе между Китаем и Сиамом, а в 1294 сам Король Рамакамкхенг совершил визит Императору. Можно заключить, что ему очень понравился этот визит, поскольку он повторил его в 1300. Во второй раз он вернулся с большим количеством китайских ремесленников, которые открыли для Сиама известные фарфоровые сосуды Саванкхалок (Sawank'alok), которые сейчас так ценятся коллекционерами. Король Рамакамкхаенг не застал Хана Кублая в его втором посещении Китая, т.к. Император умер в 1295.

Король Рамакамкхаенг поддерживал дружественные отношения с его северными соседями- Королём Ланнатхай (Lannat'ai (Chiengmai) и принцем Пхаяо (P'ayao).

Король Ланнатхай Пхо Кхун Менграй (Mengrai) родился в Чьенгсене (Chiengsen) в год учреждения сиамского Королевства Сукхотай в 1238. Легенда гласит, что он родился при удивительных обстоятельствах и народные предания наделяли его сверхчеловеческой силой и полубожественными атрибутами, но он был, конечно, хоть и обычным, но замечательным человеком. В начале своего правления он основал город Чиенграй, где он правил несколько лет. В 1281 он напал и захватил древний город Лампхун (Lamp'un), а затем Нарипхунджай (Harip'unjai), который принадлежал династии Мон. Прежде, чем основывать Чиенгмай, Король Менграй пригласил Короля Рамакамкхенга и Кхун Нгам Муанга (K'un Ngam Miiang), принца Пхьяо, чтобы вместе выбрать подходящее место. Задача была не сложной, так как два советника слышали об участке на котором были замечены два белых оленя sambhur, две белых рявкающих лани, и белая мышь с семьей из пяти белых мышат. Такими предзнаменованиями не стоило пренебрегать, и на том месте был основан город Чиенг Май. (Возможно существовал более древний город на месте Чиангмай, который назвался Ламайнг (Lamaing), так как руины храма Wat Chet Yot датируются временем до Короля Менграй).

Дружба этих трех властителей была действительно настоящей, но иногда случались и серьезные конфликты. Король Рамакамкхаенг, как и другие великие люди, не мог сопротивляться женской красоте. За несколько лет до основания Чиенгмай, во время посещения, которым он платил дань уважения принцу Нгам Муангу в Пхьяо, Король Рамакамкхаенг уделял слишком много внимания красивой супруге принца. Принц Нгам Муанг обнаружил интригу и схватил Короля Рамакамкхаенга. В порыве ревности, его первой мыслью было убить посягателя, но поразмыслив, он решил представить вопрос на суд Королю Менграю, который тогда находился в Чиенграе. Король Менграй сразу же прибыл в Пхьяо и принц Нгам Муанг начал изливать ему свои горькие жалобы и претензии, но Король Менграй указал к нему на важность дружбы между тремя тайскими государствами, чтобы сопротивляться их общим врагам, и убедил его ничего не делать.  Король Рамакамкхаенг признал свою ошибку. Король Менграй заставил его извиниться и заплатить принцу Нгам Муангу  990 000 раковин каури в качестве моральной компенсации. Король Рамакамкхаенг выполнил все условия и дружба между этими тремя властелинами стала после этого еще более крепкая чем прежде. Этот инцидент доказывает, что Король Рамакамкхаенг действительно заслуживает звание "Великий". Более мелочный человек искал бы случая, чтобы отомстить более слабому соседу, который унизил его, но Король Рамакамкхаенг был настолько благороден , чтобы признать своё заблуждение и извиниться перед человеком, которого он ранил.

Известно, что Король Рамакамкхаенг приказал повесить в Сукхоттайе колокол, чтобы любой человек, который несправедливо пострадал или был ранен, мог обратиться к Королю за правосудием. Когда был слышан колокол, Король приходи и держал допрос о причине жалобы. Ни один человек за всё время не обратился напрасно к этому великому правителю правосудия.

Рама Камкхенг расширил королевство до Лампанга (Lampang), Пхрае (Phrae) и Нан (Nan) на север, до Пхитсанулока (Phitsanulok) и Вьентьяна на восток, до Монского государства на запад, до Бенгальского залива на северо-запад и до Накхон Си Тхаммарат (Nakhon Si Thammarat) на юг.

Когда он умер, следующие города и районы подчинялись ему: Пхре (Phre), Нан, Луанг Прабанг, Пхитсанулок, Ломсак (Lomsak), Вьенг Чан (Wiengchan), Накхонсаван (Nak'onsawan), Суванпхуми (Suwanp'umi), Ратбури, Пхетчабури (P'etchaburi), Накхон (Nak'on) Сритхаммарат (Srit'ammarat), Рахенг (Raheng), Месот (Mesot), Теннасерим (Tenasserim), Тавой, Мартабан (Martaban), Таунгу, Пегу прямо до залива Бенгалия, и другие районы, которые не могут теперь быть идентифицированны. Это не означало, что Король Рамакамкхенг осуществлял эффективный контроль над всеми этими областями. Например, принц Супхан (Sup'an) к этому времени уже построил сильное государство, и тайские правители Лопбури и древнего города Айодхия (Ayodhia) (оба принадлежали Королю Рамакамкхаенгу), были или независимы или были субъектами Камбоджи.

Однако король Рамакамкхаенг больше всего известен, благодаря созданию тайского алфавита (Lai Sue Thai) из санскритского, палийского и грантхского алфавитов. До этого в Сиаме использовались различные формы камбоджийского алфавита, а Король Рамакамкхаенг хотел, чтобы тайский язык и народ был свободными от монского и кхмерского влияния. Он изменил и приспособил существующие символы для написания тайских слов. Алфавит, введенный им, практически тот же, который используется в наши дни.

Он также  чтится как король, который ввёл стиль доброжелательной монархии, который остается по сегодняшний день.

Точная дата смерти Короля Рамакамхаенга не известна, но он был ещё жив в 1314, поскольку в том году он представил внука Могадо Вареру (Wareru) как вассала Короля Пегу, с титулом Прачао Сен Мттангмин(Prachao Sen MttangMin) Принц Дамронг (Damrong) утверждает, что Король Рамакамкхаенг умер в 1317. Если это так, то он умер в один год с его другом Королём Чиангмая Менграем после правления в течении 59 лет. Старый принц Пхьяо Нгам Муанг жил до 1328. Он правил в течение шестидесяти лет. Спустя десять лет после его смерти Пхьяо прекратил быть независимым государством и было присоединено к Чиенгмаю в 1338. За королем Рамакамкхаенгом трон унаследовал его сын, Лоетхай (Loethai).

Большая часть вышеизложенной биографической информации взята из каменной надписи на стелле Рамкхамхаенга, хранящаяся теперь в Национальном Музее в Бангкоке.

Этот камень был предположительно был обнаружен в 1833 Королем Монгкутом (Mongkut (тогда еще бывшего монахом) в Wat Mahathat. Надо заметить , что подлинность камня до конца не доказана. Piriya Krairiksh, академик в тайском Научно-исследовательском институте Khadi, отмечает, что исследование гласных стелы позволяет предположить, что ее создатели были под влиянием европейских систем алфавита; таким образом, он заключает, что стела могла быть изготовлена кем - то в течение правления Рамы IV непосредственно или незадолго до этого. Вопрос очень спорен, и если камень не подлинный, вся история того периода должна быть переписана.

Ученые все еще спорят о подлинности стелы. Она уникальна как письменный памятник того времени. Никакой другой источник не ссылается на имя Короля Рамкхамхаенга. Некоторые историки утверждают, что надпись была полностью изготовлена в 19-ого столетии, некоторое , что первые 17 линий являются подлинными, а  некоторые ученые все еще придерживаются идеи подлинности стелы.

Использованы материалы книги "A History of Sian"  By W. A. R. Wood, Consul-General, Chieng Mai

При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна

 

mainmenu