left1
Angkor Thom Vertical Menu

Храмы Аюттхайи и Таиланда

Wat Chai Watthanaram
Wat Chedi Si Suriyothai
Wat Ket
Wat Khok Phraya
Wat Lokayasutharam
Wat Mahathat
Wat Nok
Wat Phanan Choeng
Wat Phra Mongkhol Bophit
Wat Phra Ram
Wat Phra Si San Phet
Wat Ratchaburana
Wat Thammikkarat
Wat Yai Chai Mongkhol
Прасат Хин Пхимай

Храмы Ангкора

Ангкор Ват
Байон
Та Прохм
Преах Кхан
Бантей Кдей
Бантеай Самре
Та Сом
Та Ней
Та Кео
Срах Сранг
Преах Ко
Пре Руп
Прасат Краван
Ник Пин
Восточный Мебон
Ак Йом

Дальние храмы Камбоджи

Бантей Срей
Бантей Чма
Бенг Мелеа
Кох Кер
Преах Вихеа
Преах Кхан Кампонг Свай
Самбор Прей Кук

 

 

left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
Аюттхайя
 

Прасат Хин Пхимай

Prasat Hin Phimai

อุทยานประวัติศาสตร์พิมาย

 

 

 

 

Величественный кхмерский храм Пхимай конца одиннадцатого – начала двенадцатого века с местным названием Прасат Хин Пхимай , расположен в центре Исторического парка Пхимай — одного из важных исторических мест на северо-востоке Таиланда в 61 км. от города Накхонратчасима в районе Пхимай.

Храм Пхимай во время его создания находился на территории Кхмерского государства и изначально создавался как  индуистский храмом,  но со времени правления Джаявармана  VII, использовался как буддийский храм.

В отличие от других храмов  с главным входом на восток,  этот храм  построен с главным входом на южную сторону и со смещением оси храма на 20,7 градуса на северо-восток..

Ученые полагают, что строительство главного святилища было начато во времена правления короля Сураявармана I, который правил кхмерской империей с 1002 по 1050 год, и закончено во времена правления короля Джаявармана I, который правил с 1181 по 1220 год.

Выгравированная надпись в гопуре на кхмерском говорит , что в 1030 году сака (=1109 прим. авт.) Камратен Ан Шри Вирендрихипативарман из страны Чок Вакула установил изображение бога Трайлокьявиджая, полководца (сенапати) бога Вирайя, и подарил храму рабов и земли.  В 1031 году сака  другой сановник К. А. Шри Вираварман отдал рабов богу Трайлокьявиджайе. Плоды всех этих благочестивых дел предлагаются Его Величеству Шри Дхараниндре-вармадеве. В 1084 году сака Тех Тван Прасан, сын Камрате Ана. Шри Вирендр Адхипативарман из Чок Вакулы сделал дар рабов (или рабынь) богу Вимайе. Надпись очень важна. Жорж Сёдес смог отожествить автора надписи с  Вирендра Адхипативарманом, который присутствует в свите короля Парамавишулоки на барельефе Ангкора Ват.  Бог Вимайя вцелом неизвестен, но, предположительно, от его имени происходит нынешнее название храма.

Хорошее состояние храма объясняется тем, что правительство Таиланда предприняло восстановление святилища Пхимай с помощью правительства Франции , отправившего эксперта по восстановлению Ангкора Ват   Бернар-Филипп Гроcлье  в качестве руководителя проекта, а также археологов  Пфайффер и  Пьера Пишара  для восстановления святилища Пхимай. Восстановление святилища Пхимай проводилось путем разборки башни святилища, укрепления фундамента бетоном и возвращения камней на своё место с установкой новых камней взамен отсутствующих.  Это была техника анастилоза, которая была применена для восстановления многих храмов  Ангкора в Камбодже.

Пхимай отличается богатством резьбы, оформлению колонн, цоколей, крыши. Особое внимание следует уделить барельефам на притолоках дверей и фронтонах. Эти барельефы и сцены изображённые на них отображают характер и назначение храма.

 

 
 

Пхимай встречает с южной стороны крестообразной террасой с нага балюстрадами. Вход на террасу охраняют львы в кхмерском стиле.

 

 

 Считается, что эта терраса как мост соединяет мир людей и богов. Гопура и стена первого ограждения символизируют разделительную линию между человеческим и небесным мирами, что означает, что внутри первого ограждения находится мир божества, которому был посвящён храм. С большой долей уверенности, можно предположить что это был Вишну.

Сама крестообразная терраса стоит на столбах, точно так же как и Терраса Прокажённого Короля в Ангкоре. Границы крестообразной террасы окаймляют перила в форме тел змеев - нагов, чьи семь голов с капюшонами каждого нага поднимаются в конце каждых перил.

 

Первое ограждение Пхимай Хин.

 

Выход  из крестообразной нага-террасы переходит в южную гопуру (городские ворота), через которые можно попасть внутрь первого ограждения - городской стены. Гопура также имеет крестообразную форму с флигелями и с колоннами снаружи и внутри. Окна с каменными балясинами, которые позже будут встречаться в Бантей Самре, Ангкоре Ват и Бенг Мелеа в Ангкоре. Гопура и окружающая стена построены из красного песчаника, поэтому их цвет выглядит ярко-коричнево-красным. На в этой южной гопуре и её флигелях были найдены выгравированные надписи, рассказывающие об истории этого великого дворца и о людей, построивших его.

Как уже было сказано, Пхимай отличается своей богатой резьбой и барельефами. Первый такой барельеф встречается на притолоке центрального южного входа гопуры первого ограждения , изображающий танцующих апсар - небесных танцовщиц, появившихся в процессе Пахтания Океана Молока (Шримад Бхагаватам 8.8.).

 

 

Колонны внутри гопуры держали не сохранившуюся до наших дней крышу, которая должна была быть каменной и фрагмент которой можно увидеть на гопуре и галерее второго ограждения.  Отверстия в колоннах остались от крепления облицовки прежнего времени бронзовыми или золотыми листами.

Гопура симметрична и изнутри имеет такой же вид. Другие барельефы на притолоках этой гопуры повреждены эрозией и не различимы.

 

 

С южной гопуры первого ограждения открывается красивый вид на Прасат Пхимай Хин  и стоящие по бокам пранги Брахмадат справа и Хин Даенг слева.

Между первым и вторым ограждением с южной стороны находится ещё одно крестообразное сооружение, которое являлость, вероятно четырьмя бассейнами.

 

Второе ограждение Пхимай Хин.

 

Южная гопура и галерея второго ограждения имеет часть сохранившейся крыши и также построены из красного песчаника как и гопура первого ограждения. Часть крыши также сохранилась на галерее ограждения. 

На притолоке центрального входа барельеф с изображением Раху - асура или демона, который участвовал наряду с девами - полубогами в Пахтании Океана Молока (Шримад Бхагаватам 8.8), чтобы добыть амриту- эликсир бессмертия. Несмотря на то, что Вишну планировал, чтобы амрита досталась девам, Раху решил тайком выпить амриту. Вишну увидев это, отсёк Раху голову, но одна капля успела коснуться горла и отделённая от тела голова осталась бессмертной. В индуистской астрологии джойтиш,  Раху -  бог и граха  (аналог европейского знака зодиака в каком-то роде) северного узла орбиты Луны (точка пересечения орбиты Луны и эклиптики Солнца) и в васту-науке жилища  Раху курирует юго-восток, где и находится эта притолока, учитывая смещение на 20 градусов оси всего комплекса. Раху часто изображается, особенно на васту-янтрах, ввиде одной головы на полумесяце на своём ездовом животном - тигре (рис. слева).

 

 

Гопура второго ограждения также имеет флигели с боковыми входами.

На притолоке над правым входом изображён Кришна, держащий двух быков. Сцена из Шримад Бхагаватам 10.58.45 - женитьба Кришны на пяти царевнах. По условию царя Нагнаджит, Кришна должен был для того, чтобы получить в жёны царевну, пройти испытания - усмирить семерых быков, что он и сделал.  По бокам основную часть притолоки занимает цветочный орнамент.

 

Мандапа и святилище Пхимай Хин. Барельефы снаружи.

 

С выхода южной гопуры открывается вид на южный вход мандапы Пхимай Хин. Фронтоны имеют помимо центрального изображения богатый растительный орнамент. Верх колонн оформлены семиголовыми нагами.

Фронтон над южным входом изображает танцующего Шиву, разрушающего мир. Шива в короне с ореолом вокруг головы, справа сохранились три руки.  Остальная часть фронтона образована лепестками с цветочным орнаментом. На этом фронтоне виден блок песчаника, заменённый в процессе анастилоза Бернаном Грослье.

 

 

Прасат Хин Пхимай построен из белого песчаника и состоит из основного святилища с прангом и мандапы. Мандапа имеет торцевой вход на юге и два боковых входа- восточный и западный. Главное святилище имеет главный вход на севере и два боковых входа - восточный и западный. Святилище и мандапа стоят на общем богато украшенном резбой фундаменте.

 

 

Южный и восточный входы в мандапу Прасат Хин Пхимай.

Восточный вход в святилище Прасат Хин Пхимай.

 

 
+

Притолока и фронтон над восточным входом в мандапу Прасат Хин Пхимай.

Притолока изображает загадочный сюжет. Король на корабле с навесом сидит в королевской позе. По обеим сторонам от короля по два гребца. Корабль плывёт в водоёме полным лотосов. Внизу под кораблём изображём крокодил. По бокам от крокодила два мифических животных с длинным телом как у таксы и головой дракона. Оставшееся от барельефа место заполнено растительным орнаментом.

Фронтон. Наверху Вишну на своей ездовой птице- Гаруде. Под Вишну два ряда фигур, вполне вероятно, что это изображены нижние по отношению к Вишну уровни горы Меру, где живут, изображённые на среднем ряду гандхарвы (небесные музыканты) и на нижнем ряду киннары. Нижний ряд с киннарами повреждён временем, также там всавлен реставрационный блок.

Притолока и фронтон над восточным входом в святилище Прасат Хин Пхимай.

На притолоке Кришна держит короля Камсу за волосы и ташит на борцовский ковёр, собираясь убить его за его злодеяния. Сбоку сидит мать Яшода с маленьким Кришной на коленях, символизируя спасение в детстве Кришны от короля Камсы, собиравшегося его убить. (Шримад Бхагаватам 10.44). Этот барельеф практически идентичен такому же на храме Бантей Срей в Ангкоре.

Фронтон сильно повреждён временем. Изображено сражение. Лошади, запряжённые в две колесницы, сражаются друг с другом. Выше скопление людей, некоторые верхом на лошадях. Наверху летающий дворец, к которому подлетает человек верхом на птице (сильно повреждён).

 Портики дверного проёма украшены изящным цветочным орнаментом.

 

 

Цоколь Пхимай Хин украшен как разнообразной резьбой, в которой преобладает растительный орнамент, так и многочисленными декоративными элементами, такими, как может показаться, шарики в несколько уровней по цоколю и на ступенях в святилище. На самом деле "шарики" побольше являются лепестками, а "шарики" поменьше - бутонами.  Весь этот дополнительный  орнамент делает цоколь и храм вцелом просто восхитительными.

 

 

Северный и западный входы в центральное святилище Пхимай Хин.

 

 

Северный вход в центральное святилище Пхимай Хин.

Западный вход в центральное святилище Пхимай Хин.

 

 

Северный центральный вход в святилище.

На притолоке изображён Вишну с его атрибутами в руках: диск Сударшана, булава, раковина и лотос. Последние два сильно испорчены эрозией. Над Вишну изображён ореол. Остальное пространство притолоки заполнено растительным орнаментом.

Фронтон сильно испорчен эрозией и к тому же в нем присутствуют реставрационные блоки. Можно различить божество в колеснице, запряженным в животное, от которого осталась только задняя часть с хвостом. Над божеством летают множество апсар, одна из которых держит над ним зонтик. Над всей этой композицией ещё две фигуры, похоже, что в летающем дворце - вимане.

Западный вход в святилище.

На притолоке изображена сцена из Рамаяны- мост на Ланка. Сам мост изображён ввиде полосы с крестообразными насечками. Слева армия обезьян - ваманов, союзников Рамы. Слева внизу под мостом сидят обезьяны с дубинками, показывая, что это суша. Сверху в окружении обезьян поменьше сидит их предводитель сын бога ветра- Хануман. Справа под мостом изображены рыбы, крокодилы, показывая, что это вода, а также опять два мифических существа с длинным телом с ногами и с головой дракона. Центр барельефа над мостом сильно испорчен, вероятно там должен был быть сам Рама.

Фронтон испорчен эрозией. Всё пространство фронтона заполнено фигурами людей. Внизу две колесницы. Видны копья. Явно, что изображена битва. Можно предположить, что это  битва на Ланка из Рамаяны.

 

 

Оформление низа двери северного входа в святилище.

Оформление низа двери западного входа в святилище.

 

 

Западный вход в мандапу Пхимай Хин.

Крыша имеет имитацию черепичной. На всех коньках крыши стоят декоративные  столбики.

Барельеф на притолоке западного входа в мандапу Пхимай Хин  разделён на две чати по вертикали полосой с инкрустацией. Под полосой изображены ряд обезьян, что говорит, что этот барельеф относится к битве Рамы за Ситу на Ланке. Над полосой изображён связанный человек. Эта сцена отсылает нас к сцене из Рамаяны, когда сын Раваны демон Индраджит наслал на Раму и Лакшмана своё оружие Нагапаш (ловушка из миллиона змей). В результате этой атаки Рама и Лакшман были отравлены, но спасены Гарудой по молитвам Ситы и Ханумана.

То, что это был Индраджит со своими змеями, доказывает то, что фигура связана, потому что во время битвы между дэвами и Раваной, Индраджит связал Индру своими змеями и доставил его на Ланку своему брату Раване.

 

Барельефы внутри мандапы и святилища Пхимай Хин

 

 

Вид на Будду в святилище с южного входа в мандапу.

Вид на Будду в святилище с северного входа в святилище.

Расположение барельефов в мандапе и святилище
Пхимай Хин

 

С южного входа 1-ое помещение - Мандапа.

Притолока. Битва на Ланка. Рама с Лакшманом на колеснице. Рама и Равана стреляют друг в друга из луков. Вокруг множество воинов с обеих сторон .

 
 

С южного входа 2-ое помещение - Махамандапа.

Притолока. Изображён ритуал поклонения божеству , изображённого сверху и отделённого от нижней части барельефа полосой, что символизирует небеса.  Верхняя часть центральной фигуры которой стерта эрозией или поздними последователями буддизма. По бокам также фигуры меньшего размера.

На нижней части барельефа в центре две небольшие фигуры держат цветок.  Над ними два слона держат поднятые хоботы и, вероятно, льют из них воду.  По бокам от слонов всё те же мифические животные с длинными телами с ногами и головой дракона. Также присутствуют люди, некоторые из которых стоят как на слонах, так и на мифических животных.

Наверху по периметру комнаты изображены, судя по хвостам, киннары с поднятыми руками держат свод храма.

 

С южного входа 3-е помещение - Антарала.

 Опять присутствует горизонтальная линия, разделяющая земной мир и небеса. Центральная фигура сильно испорчена эрозией. Скорей всего это Вишну, потому как размер эродированной площади вокруг фигуры предполагает, что там были четыре руки с его атрибутами.  Центральная фигура по высоте проходит через оба уровня барельефа, что символизирует, что по воле Вишну сотворены как небеса, так и земной мир. На нижнем уровне ближайшие к Вишну фигуры коленопреклонённые к нему, более дальние фигуры несут ему пожертвования. На верхнем ряду фигуры также испорчены эрозией, но видно, что сидят ровно, изображая полубогов.

 
 

Северный вход в святилище. Притолока 1-ого помещения перед святилищем.

Композиция опять разделена по вертикали довольно толстой платформой  с инкрустацией  на колоннах. Центральная часть платформы, на которой сидит Брахма, также на колоннах, опущена на треть нижнего уровня. Брахма изображён в ореоле,  и занимает верхнюю треть земного мира и всю высоту небесного. Брахма сидит в позе сиддхасана , имеет четыре лица, шесть рук, две из которых сложены на ногах, в одной из левых рук держит Веды, в правых руках держит лотос и камадалу- кувшин для воды. По обе стороны от центральной фигуры Брахмы на верхнем уровне изображены по две таких же четырёхликих изображений Брахмы в таких же ореолах с теми же атрибутами в руках. Далее по краям на верхнем уровне изображены по две танцующих апсары.

На нижнем уровне под центральной опущенной платформой три фигуры, две из которых с музыкальными инструментами. Вообще, этот барельеф достаточно изящный, потому что между фигурами изображён второй ряд персонажей на всём нижнем уровне.  Остальную платформу держат танцующие гандхарвы.

 

Главный пранг Пхимай Хин

 

Главный пранг- башня в кхмерском стиле, имеет всего семь уровней,
пять из которых с геометрической фрактацией, уменьшающиеся по высоте представляют из себя по терминологии индийской архитектуре храмов - сигхару,
уровень выше представляет ряд лепестков или бутонов и седьмой как полураскрытый цветок- по терминологии индийской архитектуре храмов - амалаку.
Вершину венчает замковый камень - по терминологии индийской архитектуре храмов - амалаку.

По центру над северным входом в святилище над всеми уровнями фронтона первый ярус сигхары держит Хануман - генерал армии обезьян - соратник Рамы из Рамаяны.

Каждый ярус сигхары разделён на двое по вертикали. Каждый из разделённых уровней украшен по всему периметру геометрическим узором, внутри которого растительный орнамент.  На первом ярусе по центру над входом и над Хануманом на платформе сидит Вишну, окружённый ореолом. Платформу держат три гуся. На трёх  первых углах фрактации яруса стоят фигуры святых или божеств, окружённых ореолом. Все фигуры в коронах.  Первая фигура от входа опирается на посох. Вторая фигура держит скипетр. Третья фигура держит перед собой что-то вроде цветка. Далее на углу равно расположенного между входами под 45°, находится также окружённый ореолом семиголовый наг.

Только первый ярус сигхары несёт на себе фигуры святых, но семиголовые наги стоят на всех уровнях сигхары на центральном углу 45° между входами.

 

Второе ограждение Пхимай Хин

 

Северная гопура 2-ого ограждения. Притолока на гопуре изображает Кришну, держащего двух быков как и на южной гопуре 1-ого ограждения. Оба барельефа обращены на юг.  

Около северного выхода стоит столб неизвестного назначения, хотя если провести линию из центра святилища через столб, то линия будет направлена почти строго на север.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В северной гопуре находится лингам, йони (канал стока, рис. справа) которого направлена на восток.

Лингам - это  ритуальная скульптура поклонения богу Шиве и представляет из себя вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной, обычно поднимающийся из Йони — основания  в виде квадрата или круга.

Линга символизирует собою неделимое единство
мужского - Шива - фаллос - центральная циллиндрическая линга и
женского -шакти - вагина - основание с желобком для стока - йони -
начал, от соединения которых исходит жизнь.

Верхняя, цилиндрическая часть линги  представляет Шиву, восьмигранная —  Вишну и квадратная — Брахму. Лингам внизу имеет проставку из цилиндрического камня, который защищает его от основания. Только цилиндрическая часть возвышается над основанием, которое имеет круговое или квадратное углубление, которое в свою очередь переходит в канавку-желобок-ручей, символизирующую вагину.

 
 

Прасат Хин Даенг

 

 

Пранг Хин Даенг переводится как «Башня из красного камня», которая  представляет собой квадрат и сделана из красного песчаника.

 

Прасат Брахмадат

 

Прасат Брахмадат построен из латерита и имеет дверные проёмы на четыре стороны. Внутри была найдена статуя, считается, что Джаявармана VII, которая сейчас находится Национальном Музее Пхимай. Копия статуи установлена на том же месте. Между Прасат Брахмадат находится фундамент былой постройки квадратной формы с фрактацией.

 

Кланг Нгоен

 

 

Кланг Нгоен, королевский павильон, который когда-то служил домом отдыха для важных паломников.

 
 

Использованы материалы: Inscriptions Of Kambuja by Majumdar, R. C. Publication date 1953
Thailand handbook by Parkes, Carl, 1951

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

 
 
 
 
 
 
 
 
mainmenu

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100