Изображения, образы, статуи Будды

Наверняка Вы хотя бы раз задавались вопросом, что означает то или иное положение рук Будды, почему он изображён в одном случае так, а в другом иначе и, наверное, это что-то означает.

Вы не ошиблись, это всё действительно имеет смысл. Этому посвящён этот раздел.

Существует более ста жестов Будды, которые применяются в его изображениях, но здесь будут показаны только наиболее общие.

Хотя Будда никогда не позировал сидя для своих изображений, считается, что первые статуи были сделаны по памяти, когда Будда проповедовал своей матери в небесах Таватимса  в течение трех месяцев. Особенно это имеет отношение к образам, которые были заказаны Королём Удаяна. Так сложилось по традиции, что в течение жизни Его статуи изготавливались из сандалового дерева.

С самых ранних времён в Буддийских скульптурах в применяются неиконические символы, такие как:
-  колесо (чакра)
-  след (следы) (пхуттхабат (phutthabat)
-  колонна или огненная колонна
-  огненная энергия изображалась как ореол или аура
-  пустое сидение у основания дерева Будхи
-  зонтик (обычно со многочисленными ярусами)
-  лотос
-  ступа (пагода)

Около первого или второго столетия Нашей Эры (500 или 600 лет после смерти Будды), первые изображения Будды в форме человека появляются в Индии. Вначале они ограничивались определённым количеством стандартных типов. В то время наибольшее совершенство они получили в двух регионах Индии, а именно: Кандагар (современный Афганистан), и Матхура  в северной центральной Индии. Эти два места были как пылинки по сравнению с территорией, которую в последствии охватит это новшество.

Вскоре были разработаны строгие правила, определяющие не только методы придания формы, но также и стиль в котором мог быть изображен Будда, независимо от того, какая художественная школа создавала бы образ Будды в виде человека. Представление его физических особенностей, монашеского наряда, положения и жестов, все стало зашифрованным.

Физические особенности, которые как говорят, должны быть явными с момента рождения, является теми признаками (Санскрит: лаксана; Пали:лаккхана) великого человека (Санскрит: махапуруса; Пали: махапуриса), исключительного человека, кто превосходит всех других и предопределён, чтобы стать или монархом Вселенной (Махачакравартин) или, если он отрекается от мира, Буддой. Основная лаксана остаётся зашифрованной как и 32 специфических характеристики. Не только после рождения, но даже в процессе бесчисленных предшествующих перерождений, все эти знаки должны быть обнаружены: 32 основных характеристики, дополненных 80 второстепенными знаками.

Существует несколько вариантов списков этих особенностей. Они приводились в канонических текстах на санскрите и пали, отличавшихся, в принципе, только порядком изложения.
Так например, в Дигха Никайя  известной как Диалоги Будды на пали, перечисляется:
1. Плоские ступни;
2. Колесо о тысяче спиц со ступицей и ободом на подошве каждой ноги;
3. Выступающие пятки;
4. Длинные и тонкие пальцы рук и ног ( комментарий Pali определяет, что четыре пальца обеих рук - равной длины и все пять пальцев каждой ноги - той же самой длины);
5. Как руки так и ноги - мягкие и нежные;
6. Перепончатые пальцы ног и рук;
7. Щиколотки подобно закругленным раковинам;
8. Ноги подобны ногам антилопы;
9. Руки достаточно длинны, чтобы достать колени не нагибаясь;
10. Мужские органы скрыты во влагалище;
11. Золотое сложение;
12. Гладкая кожа, которая не даёт возможности пыли или воде задерживаться на ней;
13. На коже волосы растут один из каждой поры.
14. Волосы на голове иссиня-чёрные, как зрачок глаза, слегка завиваются в направлении правого вращения.
15. Прямая осанка;
16. Семь выпуклых поверхностей;
17. Передняя половина тела подобна львиной (полная грудь);
18. Никакой складки между плечами;
19. Симметричные пропорции (подобно банановому дереву): рост должен соответствовать размаху рук;
20. Грудь округлена симметрично;
21. Тонкий вкус;
22. Челюсти как у льва;
23. Сорок зубов;
24. Правильные зубы;
25. Непрерывные зубы;
26. Глянцевые зубы;
27. Длинный язык;
28. Божественный голос как у птицы Каравика;
29. Чрезвычайно синие глаза;
30. Длинные ресницы как у коровы;
31. Между бровями, в середине лба, пучок волос подобно родинке, белые и мягкие подобно хлопку (Санскрит: урна; Пали: урна);
32. Голова как королевский тюрбан (выпуклость на голове на верху черепа (усниса или унхиса).

Вытянутые уши не вошли в список тридцати двух лаксана, но принц должен был носить тяжелые серьги, которые вытягивали его уши. Когда он отрекся от мира, чтобы стать аскетом, он отверг тяжелые серьги, но было слишком поздно и уши были уже неестественно длинными. Вопреки популярному убеждению, длинные уши не означают долголетие.

В течение периода Сукхотай тайские художники вернулись к описаниям внешнего вида Будды, как это дано в текстах Пали. Современному человеку, эти признаки могут казаться любопытными, возможно даже странными, но скульпторы Сукхотай видели в этом более глубокое духовное значение, которое превосходят светские убеждения, и, которое служит, чтобы отмежевать образы Будды от изображений обычных людей.

Те скульпторы также придерживались набора стандартизованных сравнений, которыми Индийские поэты описывают божественных существ, такие как например:
-  овальная голова "формой подобной яйцу" или подобно плоду индийского дерева Баел :
-  дугообразные брови подобны натянутому луку ;
-  горбатый нос "подобный клюву попугая" ;
-  подбородок подобный голове слона ;
-  плечи подобные голове слона;
-  руки гибкие как хобот слона ;
-  ладони как только что открывшиеся бутоны лотоса;
-  не должны быть видны кости, мускулы или вены .

Такие требования существовали задолго до того, как они были приняты различными индийскими художественными школами как руководство. Заслуживает внимания, что фактически те же физические характеристики и анатомические формы использовались как для образов Джейн (Jain Tirtharikaras) так и образов Индуистских божеств. Хотя требовалось, чтобы скульптор, создавающий образ Будды, точно копировал и воспроизводил определённые особенности и пропорции, которые считались существенными, он не был обязан дублировать каждую деталь копируемого образа. Особенности "сверхъестественной анатомии" воспроизводились в точности. Скульптор должен был почитать определенные аспекты подлинника настолько, насколько это возможно, как например, вид одетого монашеского одеяния (покрывая оба плеча или оставив правое), положение и жесты рук, в следствии чего, каждый образ является более или менее копией более ранних образов.

В идеале, художник, знавший Будду лично, при ваянии образа, должен был представлять всю жизнь Будды целиком. Последующие художники считали, что должны придерживаться этого "образа памяти" и затем, посредством интенсивной умственной концентрации (приводившего к своего вида транса, самадхи или джнана), были способны представить себе преображённый образ, чтобы удовлетворить требованиям текстовых описаний Будды. Это было духовным знамением и это действительно происходило.

Только четыре положения "ирьяпатха", считались подходящими для образа Будды: сидя, стоя, идя и лёжа.
Если в положении сидя, то существовало ещё три других положения в которых ноги могут быть расположены:
- "поза героя" вирасана, с ногами сложенными, одна на другой;
- "алмазная поза" варджасана, с ногами пересеченными таким образом, что каждая ступня лежит на противоположном бедре, ступни смотрят вверх
- западный способ - праламбанасана, человек сидит на стуле, обе ноги свисают.

Одеждой образов Будды является монашеское одеяние. Это одеяние может быть одето или в закрытом виде, то есть закрыты оба плеча, или в открытом виде, оставляющем правое плечо открытым. Только значительно позже в определённых случаях стал применяться королевский наряд, но это будет обсуждаться ниже.

В нашу демократическую эру должно быть трудно понять какое впечатление произвело на его современников, что богатый принц, одетый и украшенный самыми дорогими нарядами и украшениями, сделал свою первую монашескую робу из савана девушки-рабыни по имени Пунна. При его положении он не должен был общатся с женщиной-рабом, не говоря уже о прикосновению к её трупу. Тем не менее, с крайней смиренностью он снял похоронный саван, в который был завёрнут начавший разлагаться труп, промыл ткань в реке и сделал себе монашескую робу.

Теперь это - знакомая одежда носимая большинством монахов в Тайланде, правда, в отличие от Будды, она сделана из новой ткани. Стандартный апельсиновый цвет материала был принят Буддой как символ скоротечности жизни, ведущей неизбежно к смерти, так как этот цвет был цветом савана. Следует заметить, что как Будда, так и его последователи, принявшие подобный наряд, тренировали смиренность и "демократию" ранним сагригха. Тем не менее, метод укрытия и ношения трёх частей - трисивара может значительно изменяться согласно:
-  климатических условий и требований к одежде в конкретной стране;
-  традиций различных Буддистских сект;
-  соглашений, основанных на конкретной художественной интерпретации предполагаемых исторических фактов.

Так называемые сверхъестественные особенности Будды, постепенно привели к принятию определенного количества определений, которые описывают эти особенности, как например, понятие прозрачной робы, чтобы показать энергию, излучаемую телом Будды. Ткань может казаться невесомой. Прозрачная одежда должна укрывать довольно тщательно, не выделяя физиологические особенности мужчины. Во многих образах художники нивелируют различия между мужчиной и женщиной, чтобы получился бесполый образ.

Образы Будды для каждого дня недели
Позы связанные специфическими днями:
1. Воскресенье, образ, стоящие с его правой рукой положенной на верхней части бедра
2. Понедельник, статуя, останавливающая борьбу и преодоление болезней
3. Вторник, полулежащая поза
4. Среда, утро, Будда, держащий чашу милостыни;
    среда, ночь - уединение в лесу; Будда принимает улей от обезьяны и горшок с водой от слона- Паллайка
5. Четверг, размышляющий Будда
6. Пятница, скульптура с руками, перекрещенными на груди с глубокомысленным видом, положение самоанализа
7. Суббота, фигура, укрытая королем Нага

Использованы материалы сайта Azibaza Baazar с их разрешения,
по статье Жесты Будды, Матикс, Издательство Университета Чулалонгкорна, 2001, Бангкок

 

buddhamenu

Меню изображений Будды

Спускающийся с небес
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
 

 

 

п»ї counters