left1
Angkor Thom Vertical Menu

История Сиама и Тайланда

Короли Сиама и Тайланда

 

Храмы Аюттхайи

Wat Chai Watthanaram
Wat Chedi Si Suriyothai
Wat Ket
Wat Khok Phraya
Wat Lokayasutharam
Wat Mahathat
Wat Nok
Wat Phanan Choeng
Wat Phra Mongkhol Bophit
Wat Phra Ram
Wat Phra Si San Phet
Wat Ratchaburana
Wat Thammikkarat
Wat Yai Chai Mongkhol

Храмы Ангкора

Ангкор Ват
Байон
Та Прохм
Преах Кхан
Бантей Кдей
Бантеай Самре
Та Сом
Та Ней
Та Кео
Срах Сранг
Преах Ко
Пре Руп
Прасат Краван
Ник Пин
Восточный Мебон
Ак Йом

Дальние храмы Камбоджи

Бантей Срей
Бантей Чма
Бенг Мелеа
Кох Кер
Преах Вихеа
Преах Кхан Кампонг Свай
Самбор Прей Кук

 

 

left2 Махабхарата

Сита и Рама

Yantra Mandala
  Аюттхайя

 

Сонгтам

Somdet Phra Boromma Trailokanat Songtham
สมเด็จพระเจ้าทรงธรรม

     За королем Экатотсаротом трон унаследовал Принц Интхараджа (Intharaja), один из его сыновей от жены из низшего гарема. Этот принц был некоторое время Буддистским священником и взял имя Phra Wimon Tham (Vimaladhamma). Он был известен как Король Сонгтам или Просто Король.

     Первое, что сделал новый Король, он казнил Пья Най Вай (Pya Nai Wai), кого он расценивал как виновника смерти принца Suthat. Двести восемьдесят японцев были сторонниками Пья Най Вай. Они однажды будучи вызваны в частные апартаменты Короля и вынудили его подписать собственной кровью позорное соглашение, в котром он принимал все условия, которые они считали целесообразным налагать. Они включали выдачу четырех важных чиновников, которые сделали много неприятного для японцев, предоставление различных жилых и коммерческие привилегий, разрешение въезда некоторых мятежных священииков и безопасность их работы.

      Несчастные чиновники, будучи отданы японцам, были немедленно зарезаны. Японцы тогда разграбили Аюттхайю, и столь нагруженные большими сокровищами после большого насилия они перешли к Петчабури, где их лидер поставил себя почти как независимый Король.

      Беспорядок, в которое Королевство было ввергнуто японцами, было далее усугублено вторжением Короля Луанг Прабанга Пхра Вонгза (Phra Wongsa). Армия Луанг Прабанга продвинулась до Лопбури, их официальной целью было устранение японцев, но Король Сонгтам не был быть обманут этим предлогом. Он сумел собрать большую армию, и сначала напал на японцев в Петчабури, выбив их из этой цитадели, затем, 5-ого апреля 1612 дал сражение военным силам Луанг Прабанга и разбил их. Целая армия Луанг Прабанга бежала в беспорядке и сам Король Вонгса еле спасся. Он был вынужден оставить своего слона, который попал в руки сиамцев, но он сумел сбежать верхом на коне.

     "Просто Король" не отрёкся от своих обещаний, которые он сделал под принуждением японцев. Они не были все высланы из Королевства, и позже в правление этого Короля японские телохранители все еще служили во дворце под командованием Ямады (Yamada), который пользовался большим авторитетом и носил титул Пья Сенапьимук (P'ya Senap'imuk).

     1612 год был примечательным и в другом отношении. Первое английское коммерческое учреждение было открыто в Сиаме в этом году. Голландские торговцы открыли свою фабрику несколько лет до этого. Первое британское судно, Globe встало на якорь в гавани Паттани (Patani) 23 июня 1612. Оно было под командованием капитана Энтони Хиппон (Anthony Hippon), на борту были Питер Виллиамсон Флорис (Peter Williamson Floris) и другие торговцы. В Паттани была открыта фабрика и Globe затем пошел в Аюттхайю, прибыв туда I5 августа.

     В сентябре 1612, были английские коммиссионеры получили аудиенцию у Короля и вручили ему письмо от Короля Джеймса I. Сиамский монарх был чрезвычайно доволен и дал каждому из комиссионеров небольшая золотую чашу и элементы одежды. Восточно Индийская компания основала фабрики в Аюттхайе и в Патани в конце этого года. Иностранные торговцы, британские, голландские, португальские и японские были очень активны в Сиаме везде в течении этого правления. Король Сонгтам является, фактически, первым Королём современного Сиама, для которого общение с иностранными преставителями власти стало хорошо налажено. Такой политики, начатой им, придерживаются все правители Сиама до сегодняшних дней.

     Внешняя торговля была под контролем Пракланга (Phrakhlang)- министра казначейства и финансов и большая часть бизнеса, в конечном счете, производилась им или одним из его подчиненных, действующих от имени Короля. Сам король был таким образом хозяином импорта и экспортным торговцем в стране. Результат этого был столь же неудовлетворительным, как был бы современном государстве, так как все доходы страны были, в любом случае, личной собственностью Короля, и делая большые доходы через торговлю, он был, по-видимому, не обращал внимания на пропорционально низкие доходы от налогообложения.

     В году 1612 случился очередной конфликт с Бирмой. Здесь нужно рассказать немного предыстории. В 1602 португальский авантюрист, Филип де Брито, был послан королем Аракан с официальной миссией в город Syriam. Де Брито действуя силой и хитростью, сделался через несколько лет независимым правителем.

     В 1612 де Брито стал союзником с Пья Дала (Pya Dala), распорядителем сиамского имущества в Пегу, ради нападения на Таунгу (Taungu). Это нападение, по всей видимости, было совершено с помощью Сиама, чтобы отомстить Natchin Noung, молодому принцу Таунгу, кто унаследовал трон за своим отцом в 1607. Natchin Noung, как полагает сиамская история, занял трон с помощью Аюттхайи, но вскоре вступил в союз с Королём Ава. Он не имел большого выбора ,так как Маха Таммараджа Короля Авы появился под стенами Таунгу во главе армии с превосходящей силой. Де Брито вступил в союз с Натчином Ноунгом (Natchin Noung), и он расценил подчинение союзнику Авы как акт предательства. Поэтому он с удовольствием присоединился с Пья Дала чтобы мстить за воображаемые обиды Короля Сиама так же как и за свои собственные. Таунгу был захвачен, и принц был уведён пленником в Сириам.

     Пья Дала и де Брито ссорились по пустякам, и когда в конце того же года (1612), Король Ава напал на Сириам, да Брито остался без помощи. Его собственные подчинённые ненавидели его, поскольку он был фанатичным католиком, и отзывался о Буддистской религии с самым мерзким презрением. Они позволили войти бирманской армии ночью, в апреле 1613. Де Брито был казнён с ужастными пытками, и несчастный принц Таунгу также пал жертвой мести Короля Авы. Пья Дала, думая что настала его очередь, полностью подчинился завоевателю. Таким образом Сиам проиграл, почти не зная того, большую часть владений Пегуана, которые Король Наресуен с таким трудом отвоевывал.

     Позже в 1613 сиамсая армия смогла, движимая возмездием, нанести хитрый удар Королю Бирмы Аве , поскольку его можно было уже с этого времени так назвать. Одого из братьев Короля, принца Сагаинг (Sagaing), послали как губернатора города Ре (Re (или Йе (Ye), расположенного недалеко на север от Тавой (Tavoy). Правитель Тавой совершил неожиданное нападение на Ре, захватил бирманский принца, и послал его как a пленника в Аюттхайю. Король Бирмы немедленно напал и захватил Тавой. Затем он решил захватить Теннасерим (Tenasserim), но сиамцы были готовы к этому и при помощи португальских наемников со значительными потерями отбросили бирмацев, забрали обратно Тавой в январе 1614. Эта победа позволила Сиаму занять его нормальную территорию в то время. Пегу был всего лишь трофеем.

     Тавой был тогда признан как сиамская территория. Как было выше упомянуто, Тхаварди Мин (Tharawadi Min), бирманский принц Чианг Мая, в 1595, занял место под сиамской защитой, и начиная с того года владения Чианг Мая более или менее зависели от Сиама.

    В 1607 старый принц умер, после почти двадцати восеми лет правления. Его старший сын, который унаследовал его трон , умер в 1609. Второй сын, после недолгого правления, был заставлен аристократией Чианг Мая отречься от трона, и самый младший сын, Тхадогьяв (Thadogyaw), стал принцем Чианг Мая в 1611.

     Король Бирмы теперь решил повторно захватить Чианг май. Может легко показаться, что ситуация того, что правящая Чианг Маем семья является вассалом Короля Сиама, был чрезвычайно раздражающая. Он сначала попробовал разделить владения Чианг Мая, ставя одного Пья Чабана (Pya Chaban) как принца Чиенг Сена (Chiengsen) под Бирманской опекой; позже, в 1614, он вторгся в Чианг Май, чтобы свергнуть молодого принца Тхадогьяв. Последний, по некоторым причинам, оставил Чианг Май, решив, наверное, что лучше защитит свой трон, укрепляя и защищая Лампанг . Осада была долгой и трудной и привела бы к бирманскому отступлению, если бы губернатор Нан (Nan) не предоставил помощь в критический момент, поставляя всё необходимое для осаждающих. Молодой принц умер в течение осады, или согласно другим сведениям, был казнён Королем Бирмы, когда Лампанг пал. Губернатор Нан был посажен правителем Чианг Мая как вассал Бирмы.

     В записях сиамской истории нет сведений о попытках помочь принцу из Чианг Мая. Из иностранных источников известно, однако, что сиамскую армию послали на север. Можно предположить, что она прибыла слишком поздно, чтобы спасти Лампанг, но в процессе военных действий следующих нескольких лет между Бирмой и Сиамом были удержаны владения Чианг Мая, в результате которых внешняя торговля в тех областях прекратилась. Монархи обоих воюющих Королевства сделали предложение португальцам о помощи.

     Возможно Короли Сиама и Бирмы были утомлены игрой с коварными португальцами и 1618 году заключили мир, или скорее перемирие, сроки которого включили в соглашение, по которому Бирма должна была оставить все притязания к Чианг Май, а Сиам должен был уступить Мартабан (Martaban) Бирме. Правитель Нан продолжал управлять Чианг май как вассал Сиама.

     Король Сонгтам действовал мудро в улаживании разногласий с Бирмой в условиях опасности, которая теперь угрожала ему на восточной границе. Король Срайсупанма (Srisupanma) Камбоджи умер в 1618. Он остался верным его присяге, и никогда не делал попыток сбросить сиамское иго, хотя он не упускал возможности чинить Сиаму препоны.

     Его старший сын, Джэй Джета (Jai Jett'a), который был его наследником, не пользовался поддержкой сиамской аристократии для коронации, но его вступление означало объявление независимости Кампучии.

     В 1622 Королях Сонгтам предпринял вторжение в Камбоджу, чтобы заставить Короля Джэй Джету подчиниться. Были снаряжены две больших армии, один была послана водным путем и другая сушей. Король сам вёл армию по суше. После того как армада (состоящая из многих вооруженных галер и судов поменьше), плыла в течение долгого времени по реке, Камбоджа, не предпринимая никаких действий, вернулась. Кампучийцы, воодушевлённые отплытием сиамских судов, направились встретить сухопутную армию. Они, будучи своими в долинах и нижних полях, с помощью лже-проводников увели сиамцев от хороших дорог. Они напали на сиамцев и многие тысячи мужчин были убиты. Много хороших воинов, слонов и лошадей были убиты в том неудачном сражении. Кампучийцы захватили приблизительно 250 живых слонов.

     С этого времени и до конца правления внешняя политика Короля Сонгтама была направлена на получение иностранной помощи для последующего вторжения в Камбоджу. Но ни англичане, ни голландцы, однако, не проявляли очень дружественных чувств к Королю. Было много вежливой переписки и подарков, посланных Его Величеству, но никакой материальной помощи Король так и не получил.

     В конце концов Камбоджа была оставлена в покое. В 1626 году соглашение, заключённое в 1617, в соответствии с чем Бирма не должна была вмешиваться в дела Чианг мая, было нарушено бирманцами. Двое братьев Короля Бирмы Махы Тхаммараджы предприняли военный поход с целью захватить Кенгрунг (Kengrung) и Луанг Прабанг (Luang P'rabang), и они воспользовались возможностью, проходя через Чианг Май, чтобы наложить еще раз бирманское иго на очень притягательный Лаос.

     Король Сонгтам поддерживал на высоком уровне дружественное общение с Сёгуном Японии в течение всего его правления . Любопытно, что он очень стремился получать коней благородных пород из Японии.

     Сёгун, в письме, датированном сентябрём 1623, говорит о беседе с Королём Сонгтамом, который не колебался ни на на мгновение в желании истребить японских торговцев в Камбодже, которые своей торговлей способствовали Кампучийцам в сопротивлении Сиаму, и он говорил: "Торговцы любят выгоду и большой доход и в этом смысле отвратительные личности, которые не должны избежать наказания. "

     Король Сонгтам остался в памяти, в основном из-за постройки в его правление Wat Phrabat в честь предполагаемого следа Будды, в основании холма на северо-востоке от Аюттхайи, теперь известной как гора Пхрабат (Phrabat). Был ли этот гигантский след, образовашийся в древности у подножия горы Phrabat, который был просто открыт в то время или это было естественное углубление в скале, теперь не известно. Некоторые из современных Буддистов полагают что Великий Учитель имел сверхчеловеческую высоту. Однако это любопытное заблуждение остаётся только уважать, как верование многих поколений Буддистов. Даже в настоящее время, каждый год, в феврале, тысячи людей съезжаются, чтобы поклониться горе Прабат.

     Не известно, был ли Маха Упарат (Maha Uparat) объявлен Королем Сонгтамом как наследник, но скорее всего что его младший брат, Си Син (Sri Sin), очень сильно держался за наследство трона, да так, что все авторы того времени расценивали его как законного наследника трона. Когда, однако, к концу 1628 Король серьезно заболел, вопрос наследства дал начало большой интриге.

     Одна сторона, возглавляемая Пья Калахомом (P'ya Kalahom), была за Си Син. Пья Си Воравонг (P'ya Sri Worawong), кузен Короля, поддерживал принца Джетту, старшего сына короля, пятнадцатилетнего возраста. Обе стороны пробовали склонить на свою сторону Ямаду (Yamada), теперь известного как Пья Сенапьимук (P'ya Senap'imuk) и его 600 японцев. Ямада, уклончиво отвечая Пья Калахому, был тайно в союзе с Пья Си Воравонгом. В конце концов, умирающий монарх, движимый внутренней привязанностью, объявил своего сына как преемника, таким образом, как будет видно впоследствии, запустил последовательность событий, которые приведут к исчезновению этой королевской династии. Сделав этот фатальный шаг, Король Сонгтам умер, в возрасте всего тридцати восьми лет, 22-ого декабря 1628.

    Выдающийся историк, современник тех событий, Ван Влиет (Van Vliet) говорит, что Король Сонгтам, который был лично известен ему, был хорошим, либеральным правителем, любившем исследования, не воинственный и посвященный религии. Он тратил большинство своего времени религиозным, духовным делам и законам Королевства. Он был щедр к священникам и бедным,  восстановил и построил больше храмов чем любые предыдущие Короли. Он сохранил государство великим, и любил видеть, что его знать живет великолепно. Иностранцы и сиамские граждане одинаково пели ему дифирамбы и расценивали его как хорошего и справедливого правителя, почти как святого. Сиам не увидит такого как он ещё много лет.

Использованы материалы книги "A History of Siam", автор W. A. R. Wood, консул-генерал, Чианг Май

При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна

 

mainmenu